Центральный Банк России
Центральный банк - это важнейшая банковская структура любого государства, которая выступает в роли посредника между государством и национальной экономикой в целом, в роли органа, осуществляющего денежно-кредитной политику.
Важнейшей функцией любого Центрального банка можно назвать эмиссию национальной валюты, осуществление контроля и надзора за деятельностью банковских структур и прочих финансовых учреждений.
Финансовый рынок в любой стране, в том числе отечественный финансовый рынок, представляет собой комплекс, в состав которого входят различного рода активов, услуги и участников. На сегодняшний день происходящие международные процессы интеграции и глобализации, а также углубление взаимодействия между разными секторами национальной экономики и усложнение ее структуры объясняют существующую необходимость в осуществлении наиболее результативных отношений, которые могут возникать на финансовых рынках.
Огромное количество внутренних взаимосвязей участников финансового рынка в значительной мере нивелирует различия между рисками банковского дела, ценных бумаг и страхования. Таким образом, финансовый рынок на сегодняшний день существует как единая система с огромным количеством составляющих, которые нуждаются в строгом регулировании и надзоре.
На сегодняшний день основные полномочия по регулированию, контролю и надзору в области финансовых отношений, банковской деятельности в полной мере принадлежат Центральному банку РФ, который также называется Банк России.
В настоящее время в рамках совершенствования системы контроля банковской системы Банк Росси наделяется все новыми и новыми полномочиями, что выступило в качестве повода присвоения ему такого неофициального статуса как «мегарегулятор».
История создания мегарегулятора финансового рынка в России
До реформирования системы регулирования полномочия в сфере регулирования финансового рынка находились в руках Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Министерства финансов России, Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) и ЦБ РФ. Непосредственно функции контроля и надзора были в значительной мере сосредоточены в руках Центрального банк РФ (в рамках надзора за осуществлением деятельности банковских структур и финансовых учреждений) и Федеральной службы по финансовым рынкам (в рамках надзора за функционированием рынком ценных бумаг, сферой страхования, в некоторой мере за функционированием государственных пенсионных фондов и т.д.). Также некоторые полномочия в сфере надзора имелись и у департаментов, и государственных органов власти, которые находились в ведении Министерства Финансов РФ России.
Таким образом, можно отметить существовавшую сегментированность системы контроля и надзора за функционированием финансового рынка, которая в большинстве случаев приводит рассогласованности действий, запаздыванию в принятии решений как в сфере регулирования, так и в сфере надзора.
В 2013 году были изменен Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», вследствие чего в значительной мере была изменена не только структура ЦБ РФ, но и его функции.
Изменения, принятые в рамах совершенствования банковского законодательства, касались прежде всего следующих моментов:
- Правительство РФ, совместно с ЦБРФ, утверждает политику, которая должна быть реализована в сфере финансовой устойчивости и стабильного развития отечественных финансовых рынков;
- Центральному Банк РФ передается функционал по регулированию и надзору за деятельность небанковских финансовых структур;
- в обязательном порядке должен быть расширен Совет директоров ЦБ РФ до 14 членов без учета Председателя Банка России;
- организовывается Комитет финансового надзора в ЦБ РФ;
- в значительной мере видоизменен Национальный банковский совет, который формально признается высшим орган ЦБ РФ, например, изменено непосредственно на «Национальный финансовый совет», состав, пересмотрен выполняемый функционал;
- регламентируются вопросы взаимодействия Центрального Банка РФ с так называемым саморегулируемыми учреждения
Одновременно с описанными изменения была осуществлена и реорганизация в структуре федеральных органов исполнительной власти. Так, ФСФР России была передана в ведение Центрального РФ по финансовым рынкам с дальнейшей полной интеграцией (таким образом, ФСФР как автономный орган реорганизуется), что приводит к созданию мегарегулятора в лице ЦБ РФ.
Основной целью создания мегарегулятора для контроля и регулирования финансовых рынков заключается в предупреждении возможных кризисов на финансовом рынке и своевременное реагирование на подобные явления независимо от принадлежности сегмента финансового рынка.
Также на сегодняшний день существует острая необходимость в повышения качества регулирования, контроля и надзора на финансовых рынках, что должно включать в себя решение проблем, которые могут возникать вследствие возможности использования различного рода стандартов к одним и тем же сегментам финансового рынка со стороны различных органов государственной власти и возможным увеличением уровня рисков в теневой банковской системе.
Создание мегарегулятора в лице Банка России дало положительные результаты, которые в большей части выражены том, что в отношении всех финансовых секторов были разработаны, утверждены и внедрены единые стандарты и технологии надзора.
В то же время, создание мега регулятора на базе Центрального банка Российской Федерации в значительной мере способствует возникновению риска организации монополии регулирования, что может повлечь снижение качества такого регулирования.
Наконец, риск унификации регулирования и надзора за банковскими структурами и прочими профессиональными участниками финансового рынка может привести к чрезмерному регулятивному и надзорному обременению таких участников финансового рынка.