Основные сведения о Банке России
С 2013 года в отечественной экономике функционирует особый институт – мегарегулятор финансового рынка. Это было достигнуто благодаря централизации в руках Банка России всех регулирующих, контрольных и надзорных функций на финансовых рынках России.
В связи с наделением Банка России дополнительными полномочиями по государственному регулированию, контролю и надзору за национальным финансовым рынком он приобрёл две новые цели своей деятельности: развитие финансового рынка России и обеспечение стабильности отечественного финансового рынка.
В подобных условиях новыми полномочиями Банка России стали:
- нормативно-правовое регулирование национального финансового рынка, которое заключается в принятии приказов, положений, нормативов и разработке проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов государственных органов исполнительной власти;
- осуществление контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций (инвестиционные и пенсионные фонды, клиринговые, микрофинансовые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, рейтинговые агентства, кредитные потребительские кооперативы и др.);
- защита законных прав и законных интересов инвесторов и акционеров посредством воплощения в жизнь контрольных и надзорных полномочий в отношении эмитентов ценных бумаг и участников корпоративных отношений в акционерных обществах.
В то же время Центральный банк РФ является не абсолютным регулятором финансового рынка. Так, формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений регулируется не Банком России, а Министерством финансов РФ. А предотвращение и профилактика тенденций по формированию на финансовом рынке монополий и олигополистических сговоров продолжает осуществлять Федеральная антимонопольная служба.
Организационные аспекты надзорной деятельности Банка России
Предоставление Центральному банку РФ новых полномочий потребовало внесение соответствующих изменений в организационную структуру Банка России. Преимущественно они заключались в следующем:
- изменились состав (увеличился с 12 до 14 членов) и компетенции Совета директоров Банка России;
- изменился срок полномочий Председателя ЦБ РФ (увеличился с 4 до 5 лет);
- был создан Комитет финансового рынка – постоянно действующий орган по регулированию, надзору и контролю в сфере финансового рынка;
- Национальный банковский совет - высший коллегиальный орган управления Центрального банка РФ был преобразован в Национальный финансовый совет, который состоит из 12 членов - Председателя ЦБ РФ и представителей Президента РФ (3), Правительства РФ (3), Государственной Думы (3) и Совета Федерации (2);
- было создано специальное подразделение Банка России – Служба по финансовым рынкам.
Особое значение несёт последнее изменение. Указанная Служба непосредственно обеспечивает исполнение Центральным банком РФ на финансовых рынках России регулирующих и контрольно-надзорных функций. Служба Банка России по финансовым рынкам, как правило, должна заниматься следующим:
- формировать на финансовом рынке России условия конкурентной среды;
- принимать участие в развитии инфраструктуры финансового рынка России;
- анализировать текущее состояние и перспективы развития финансовых рынков;
- регулировать и контролировать деятельность некредитных финансовых организаций, в том числе в форме лицензирования, регистрации их документов, выдачи в их отношении предписаний и разрешений, ведение реестров;
- предпринимать меры для защиты прав и законных интересов акционеров, инвесторов, страхователей, застрахованных лиц, выгоприобретателей, вкладчиков;
- осуществлять иные функции, направленные на обеспечение стабильности российского финансового рынка.
Для своевременной и полной реализации вышеперечисленных функций Служба Банка России по финансовым рынкам имеет аппарат с разветвлённой организационной структурой. Она состоит из центрального аппарата, нескольких функциональных и межрегиональных управлений, территориальных отделов. Таким образом, можно утверждать, что Центральный банк РФ полностью адаптировался к необходимости выполнения функций мегарегулятора финансового рынка России.
Необходимость мегарегулирования финансового рынка и надзора за его участниками
В результате перераспределения полномочий Банк России превратился в ту структуру, которая монопольно формирует и реализует политику по развитию национального финансового рынка, в том числе посредством его регулирования, контроля и надзора. Создание подобного мегарегулятора было продиктовано следующими соображениями:
- повышение стабильности отечественного финансового рынка;
- снижение регулятивного арбитража на финансовых рынках;
- повышение качества и эффективности анализа системных рисков;
- снижение административной нагрузки на субъекты финансового рынка. Это, по мнению инициаторов создания мегаругулятора, может прямым способом способствовать превращению Москвы в международный финансовый центр. Кроме того, согласно преобладающей в мировой практике тенденции, необходимость в образовании и функционировании мегарегулятора финансового рынка заключается в том, что в результате его действий должно быть обеспечено органичное развитие финансового рынка, который в перспективе будет способен самоочищаться и саморегулироваться.
Мегарегулятор располагает возможностями для обеспечения прозрачности участников финансового рынка. И их деятельность в условиях конкуренции может привести к достижению финансовой стабильности в стране.