Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Значение Библии для средневековой западной философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Значение Библии для средневековой западной философии
Значение Библии для средневековой западной философии

Средневековая философия и ее этапы

Средневековая западная философия начинается с проповеди христианства. Проповедование особой христианской философии велось на основании Евангелия и Посланий апостолов. Эти писания входят в состав Библии.

Библия По данной теме мы уже выполнили реферат Философский смысл Библии подробнее представляет собой собрание священных текстов, признанных в иудаизме, христианстве. Книга Танаха, которая является Священным Писанием евреев, также признается христианами. Библия делится на Ветхий и Новый завет. Тексты, входящие в ее состав, можно отнести к религиозному мышлению, а не к философскому. Они считаются богоодухотворенными, написанными под влиянием Святого духа, потому наделяются непререкаемым авторитетом. Подтвердить свои слова ссылкой на цитату из Библии, означает изречь не подлежащую сомнению истину. На эти тексты равнялись многочисленные последующие труды в эпоху средневековья, носящие уже философский характер.

Помощь со студенческой работой на тему
Значение Библии для средневековой западной философии

Средневековая философия выполняла несколько важных задач:

  • защита христианского учения от нападок античных авторов;
  • пояснение текстов Библии и их разъяснение христианам и потенциальным новообращенным.
Замечание 1

В зависимости от выше поставленной задачи религиозно-философские труды времен средневековья принято разделять на апологетику (защита христианства и критика язычества) и догматику (разъяснение вопросов веры).

Средневековая религиозная философия прошла большой путь в своем развитии, который можно разбить на следующие этапы:

  • ранняя патристика: внутри этого периода принято отдельно выделять апостольский период, когда жили и творили апостолы и их ученики («отцы церкви» апостол Варнава, святой Климент Римский, святой Папий и др.), а также постапостольский период (II – IV вв.), сконцентрированный на апологетике (Татиан, Тертулиан, Ориген и др.).
  • зрелая патристика: период IV-V вв., когда церковь активно боролась с еретическими течениями, ввиду чего на первое место выходят догматические трактаты. В это время произошло официальное оформление церковной доктрины ( Августин Блаженный По данной теме мы уже выполнили реферат Теодицея Августина подробнее , Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст и др.).
  • поздняя патристика: период V – VIII вв., когда патристика практически исчерпала себя, поскольку христианство стало господствующей религией, ереси были побеждены, защищать веру и убеждать в ней других стало не нужно. В это время происходит переход церкви к административному строению, ведется тщательное изучение трудов прошлых лет.

Интерпретация Библии в средневековой религиозной философии

Библия была главной книгой средневековья, религия стояла в центре духовной жизни многих народов. В IX веке одним из лучших богословов считался патриарх Фотий. Фотий полагал, что Библию нужно толковать, а те трудности, которые возникают, говорят не о наличии противоречий в тексте Библии, а о необходимости проникнуть в смысл написанного, как это делается в других науках. Те, кто посвящен в тайны христианского учения, без проблем читаю скрытый смысл библейского текста, для непосвященных же это – темнота. Библия предстает с точки зрения Фотия как неисчерпаемый источник благодати для души, поэтому проникновение в него своей мыслью позволяет получить божественную благодать.

Само толкование может быть двух видов: первое заключается в выявлении фактов, описанных в тексте Библии, а другое состоит в подъеме к «высшему познанию». Видеть буквальный смысл во многих текстах Библии ошибочно. И хотя само Священное Писание часто объясняет себя, тем не менее надо уважительно относится к мнению отцов церкви.

Рабан Мавр считал, что в толковании Библии необходимо применять знания других наук, например, арифметики, поскольку это позволяет открыть некоторые скрытые в тексте тайны. Чтение и проникновение в смысл Священного Писания увеличивают познания человека, что и составляет само по себе высшее благо. Он также разделял толкование Библии на два этапа: первый этап состоит в определении буквального смысла, затем – переносного. Свое предпочтение он отдавал переносному мистическому толкованию текстов.

Часто при толковании Библии в эпоху средневековья применялись различные сравнения, эпитеты и метафоры, которые позволяли более красочно и изящно передать значение того или иного явления, слова и т.п. Однако стоит учитывать, что часто та или иная интерпретация зависела от цели автора произвести то или иное впечатление, убедить в конкретной мысли. Образность текста позволяла воспитывать в человеке положительные моральные качества. Так, в одном из средневековых монастырей Священное Писание сравнивалось с виноградником, поскольку оно через скрытую в себе истину производит в человеке гроздья добродетели.

Библия и жизнь в Средневековье

Несмотря на большое значение религии для людей Средневековья, в это время человек был практически лишен Библии, поскольку стоила она дорого, ее могли себе позволить только богатые церкви и монастыри, а также отдельные образованные и состоятельные личности. В целом, уровень грамотности населения был очень низок даже среди священства. Для большинства мирян Библия была не только недоступна, но и запретна, т.к. заниматься ее толкованием могли только священнослужители, ее тексты считались слишком сложными для простого обывателя.

Для безграмотного человека Библия была совокупностью преданий, мифов, сказок, молитв. Сами молитвы воспринимались как некие волшебные заклинания, магические формулы. Вся окружающая действительность была пронизана символами, все имело некий высший смысл. Вся культура основывалась на библейских началах. Поэтичность Библии, ее сюжеты и моральный их смысл заставляли философов и писателей обращаться к ним вновь и вновь, художникам многократно воспроизводить библейские сюжеты. Еще одно обстоятельство способствовало господству библейских сюжетов и образов – их все хорошо знали, потому намека, детали, фразы хватало на то, чтобы читатель или зритель понял скрытый посыл, который понятен всем, кто знает хорошо Библию, и часто сокрытый от современных исследователей в силу другой историко-культурной ситуации.

Библия оказала огромное влияние на только на западную религиозную философию, но и на все население Европы, сформировав существующий сегодня тип европейской цивилизации.