Биография Зенона
Зенон из Китиона – яркий представитель стоиков Древней Греции. Он основал данное философское направление.
Зенон умер в преклонном возрасте. По разным источникам, он совершил суицид, голодая долгое время. Им написано много трудов, но большинство из них сохранились лишь отрывочно, или известны только их названия.
Мало сохранилось работ и других стоиков:
- Клеанфа (264-232 г. до. Р.Х.), руководившего школой строго ортодоксальной направленности, он дожил до ста лет, умер так же, как и Зенон, заморив себя голодом;
- Хрисиппа (281-208 г. до Р.Х.) – умер естественной смертью, по разным источникам – от неразбавленного вина или от смеха.
Диогеном Лаэртским были изложены взгляды стоической философии целиком, то есть он объединил воззрения всех стоиков вместе. Система стоической философии сложена из трех частей:
- логика,
- физика,
- этика.
Философия Зенона из Китиона
Зенон и его последователи – стоики - сравнивали философию с целостным организмом, или садом, или яйцом. Например, при сравнении философии с яйцом, они говорили, что желток представлен этикой, белок – физикой, скорлупа – логикой. При сравнении философии с организмом, они считали, что жилы и кости – это логика, мясо – этика, а душа – физика.
Все три части философии, по мнению Зенона и его последователей стоиков, заслуживают внимания, так как логика призвана скреплять систему, физика – давать знания, касающиеся природы, а этика – учить жить в согласии с природой.
Разработка вопросов логики протекала у стоиков под воздействием аристотелевской логики. Зенон в своей логике, в первую очередь, обращался к языку и речи в качестве формы, в которой выражается мысль. Логика разделяется на риторику, которая изучает правила, в соответствии с которыми строится беседа, и диалектику, которая изучает правила связного изложения. Диалектика включает собственно логику, занимающуюся «обозначаемым», и грамматику, занимающуюся словом.
Максимальный вклад Зенон внес в учение об обозначаемом в качестве словесно выраженного («лектон»).
Лектон – это определенный тип содержания мышления, словесно выраженного и оформленного.
Основная мысль стоиков, на основании взглядов Зенона, заключалась в существовании «лектона» исключительно в словесном выражении, или в любом знаковом оформлении. Вместе с этим сам знак или слово не могут существовать без лектона. Теория лектона – это теория о значениях слов, ее первый подход к этому вопросу, который получил свое всестороннее выражение в последующей истории философии, особенно в рамках современной аналитической философии.
Стоиками в гносеологии, разработанной Зеноном, было выдвинуто понятие «каталепсис» - постижение. В процесс познания стоиками было включено «согласие» субъекта, некоторый волевой акт, который присутствует в акте познания. Иными словами, познание, как считали стоики, совершается как возникновение ощущений, восприятия существующего предмета, запечатление этого предмета в душе и возникновение согласия субъекта. У стоиков данный процесс носит название «каталептическая фантазия».
Вместе с этим стоиками признавалось наличие научных понятий, требующих для своего усвоения обучения и воспитания. Наиболее обще научные понятия стоики делили на категории, среди которых высшей категорий стоики называли «сущее».
Стоики считали, что существуют только тела, имеющие субстрат. Качества тел также являются материальными. Все в мире построено из четырех стихий: огонь, воздух, вода и земля. Стоики считали, что огонь – первостепенен в мире. Но различают два начала в мире: пассивная материя и движущее начало – логос, или Бог.
В соответствии со взглядами стоиков, все эти стихии взаимодействуют и образуют некий «пневматический тонус», под которым они понимают напряжение, которое возникает под влиянием теплого воздуха и огня и является источником вещей.
При этом концепция детерминизма была доведена стоиками до фатализма, так как они утверждали, что мир развивается циклами, периодически возвращаясь к первоначальной стадии, после исчерпания своих возможностей и погибает в мировом пожаре.
Стоики представляли космос в качестве разумного существа. Бога видели пантеистически, в смешении с природой и материей. Вместе с этим они считали, что Бог вечен, так как существует и после гибели мира.
Душа, по мнению стоиков, по своим исходным установкам все-таки признана бессмертной. Бессмертие в данном случае подразумевает Бога. Стоики также говорили о противоречивости своей теологии, так как в ней признано, с одной стороны, смешение материи с Богом, а с другой – продолжение существования Бога после гибели мира в мировом пожаре. Согласно мыслям стоиков, Бог существует, и они сделали этот вывод на основании логических аргументов.
Все благие качества были разделены стоиками на четыре добродетели:
- благоразумие;
- умеренность;
- справедливость;
- мужество.
Зло представлено пороками, противоположными добродетели, к ним относятся:
- необузданность,
- неразумие,
- несправедливость,
- трусость.
Между пороками и добродетелями расположено то, что не зависит от человека, то есть безразличные вещи, такие как жизнь и смерть, слава и бесславие, труд и наслаждение, богатство и бедность, болезнь и здоровье.
Стоицизм видел бесстрастие, или атараксию путем к блаженству, поэтому ими первыми была разработана теория страстей. Страсти для них делились на положительные и отрицательные. Положительными страстями являются радость, осторожность и воля. Отрицательными – печаль, страх, вожделение и наслаждение.
Стоиками отрицались позиции крайних гедонистов (киренаиков) и позиции умеренных гедонистов (эпикурейцев). Поэтому они считали первостепенным стремление человека к самосохранению, а не к удовольствию.