Умберто Эко – ($1932 – 2016$) – итальянский философ, деятель культуры, специалист семиотике и средневековой эстетике, публицист, критик.
Биография
В Туринском университете Умберто Эко занимался изучением средневековой философии и литературы, окончив его со степенью бакалавра философии. Далее Эко начал свою профессиональную деятельность в крупной газете «Эспрессо» и в университетах Милана, Турина, Флоренции, где преподавал теорию культуры и эстетики.
В $1975$ году становится профессором семиотике в Болонском университете.
Научные труды
Эко занимался широким спектром вопросов в период своей научной деятельности. В круг его интересов вошли темы по эстетике Средневековья и Современности, массовая культура. Эко является автором собственной теории семиотики.
Центральной проблематикой его творчества стала тема интерпретации, касающаяся взаимоотношений автора и читателя, где Эко изучал вопрос о «роли читателя».
К его ранним работам относятся:
- «Эволюция средневековой эстетики», где он развивает проблему становления идеи Прекрасного в философии Средневековья.
- «Открытое произведение», в которой Эко представляет свою теорию о незавершенности произведений, что ведет к открытому вопросу об их интерпретации.
- Феномен открытого произведения – ключевой в творчестве У. Эко, так как это дает возможность говорить о росте творческой роли читателя, который становится настоящим соавтором. Специфика философии Эко в том, что он не замыкается проблемах искусствоведения, а прибегает к понятиям и терминам современных наук: математики, физики, теории информации, затрагивая социальный аспект искусства.
- «Поэтика Джойса» - это подробное исследование универсума Джойса, в частности $2$х его трудов «Поминки по Финнегану» и «Уилисс».
Культурная деятельность.
На протяжении довольно длительного периода У.Эко изучал различные формы культуры, начиная с «высокой» литературы Запада заканчивая массовой культурой.
Его труды и теории охватывают и транслируют те эпистологические изменения в статусе массовой и элитарной культуры. Это привело к постмодернистскому размытию границы между ними.
В период с $1960$ по $1970$ года У.Эко обратился к постмодернистскому методу для анализа культуры. В область его интересов начинают входить популярные романы $19 – 20$ веков и формы коммуникации, такие как фильмы, телевидение, песни.
Концепция Семиотики.
Ведя линию от своих ранних трудов по эстетике Средневековья, У. Эко разрабатывает теорию семиотики. В произведении «Отсутствующая структура: введение в исследование по семиологии» Эко выступает с критикой положений структурализма, который претендует, как полагал Эко, на роль нового религиозного мировоззрения, в центре которого находится божество-структура.
Эко отрицает онтологическое изучение структуры, поскольку как в природе так и в культуре нет никаких прасистем. Он рассматривает структуру с методологической точки зрения, видя в ней не объект исследования, а действенную модель.
Свою семиотическую теорию Эко представил в работах по семиотике «Трактат по общей семиотике» и «Семиотика и философия языка».
В $1970$х годах Эко занимается исследованием проблематики, которая затрагивает тему интерпретации. В своей монографии «Роль читателя» Эко разрабатывает понятие «идеальный читатель», который может осознавать наличие многих возможностей вариационной трактовки текста. Текст предлагает возможность себя интерпретировать, это заложено в тексте структуре.
Первую известность Эко принесли его прозаические произведения. Первый роман «Имя Розы» многие годы находился в списке бестселлеров. К другим не менее популярным романам относятся «Маятник Фуко», «Остров накануне».