Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Учение элеатов о бытии и познании. Апории Зенона

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Учение элеатов о бытии и познании. Апории Зенона
Учение элеатов о бытии и познании. Апории Зенона
Определение 1

Апория – это неразрушимое парадоксальное рассуждение, обнажающее противоречия между чувственным опытом и логическими рассуждениями, основанное на смешении понятий потенциальной и актуальной бесконечности

Основные положения элейской школы

Элейская школа возникла в VI веке до н.э. в греческой колонии Элее на юге Италии, в регионе Великая Греция. Элейская школа относится к досократическом у периоду, однако в отличии от учений ее основных соперников – ионийцев, не является натурфилософской. Философы элеаты полностью отрицают значение чувственного познания, отождествляя бытия с мышлением. Более того, они первыми вводят сам термин бытия и создают первую онтологическую концепцию.

Помощь со студенческой работой на тему
Учение элеатов о бытии и познании. Апории Зенона

Онтология элеатов строится в оппозиции к основным философским учениям того периода – натурфилософским концепциям ионийской школы, мыслители которой полагали, что в основе мира лежит стихия, а само бытия находится в состоянии постоянного изменения и движения; а также учению Пифагора По данной теме мы уже выполнили реферат Пифагор подробнее , предполагавшего существование пустоты и порождения материи из этой пустоты благодаря «пневме» - дыханию.

Учение Парменида основывается на философских взглядах Ксенофана По данной теме мы уже выполнили реферат Сократ и софисты. подробнее и противостоит концепции Пифагора, отрицая пустоту и раздельность мира, а также натурфилософов, отрицая представления о движении и изменчивости мира. Основные черты бытия согласно Пармениду таковы:

  • бытие едино и неделимо;
  • бытие не возникало и никогда не исчезнет, оно существует вне времени;
  • бытие неизменно, в нем не существует отдельных вещей, а значит нет и движения;
  • бытие существует, в то время как пустоты не существует.

Парменид По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее представлял мир в виде сферы, в которой все едино и является различными проявлениями сущности бытия. Видимо разнообразие мира Парменид с одной стороны снимал за счет отрицания значимости чувственного познания – чувства не способны дать объективной информации о мире, они не больше чем мнение, а с другой стороны за счет введения понятия метаморфоз – единое бытие способно преобразовываться и проявлять себя в различных качествах.

В качестве главного пути познания Парменид выдвигает рационалистический, поскольку все мыслимое и есть бытие, в то время как немыслимого не существует. Рациональное познание не противоречиво в отличие от чувственного и позволяет проникнуть в истинные свойства бытия. Вместе с тем, сами взгляды Парменида оказались настолько парадоксальными и противоречащими очевидным истинам, что вызывали дискуссии не только среди мыслителей, но и всего греческого общества. Волна критики оказалась настолько сильной, что ученик Парменида – Зенон Элейский По данной теме мы уже выполнили реферат Апории Зенона Элейского подробнее был вынужден создать ряд апорий, опирающихся на доказательство от противного, и показывающих всю противоречивость чувственного знания, для подкрепления выводов своего учителя.

Зенон Элейский

Зенон По данной теме мы уже выполнили реферат Апории Зенона подробнее был любимейшим учеником Парменида и разделял его философские взгляды, до такой степени, что положил свою жизнь на доказательство их правоты. Зенон, как и Парменид, жил в Элее, однако в отличие от учителя он находился в оппозиции к царской власти. Зенон участвовал в составлении демократического заговора, который должен был свергнуть царскую власть, однако заговор был раскрыт, и Зенон попал в темницу. Там философ был подвержен пыткам, с целью вызнать имена оставшихся заговорщиков, в том числе на пытках присутствовал лично царь. Существуют различные версии смерти Зенона, согласно одной из них он откусил себе язык и плюнул им в лицо узурпатора, согласно другой, сделав вид что готов сдать заговорщиков, Зенон откусил ухо царю, из-за чего тот скончался, однако так или иначе, смерть философа в застенках стала концом элейской школы философии.

Согласно различным источникам Зеноном было написано от 45 до 67 апорий, среди которых можно выделить апории против движения, против деления, против множества, против времени и т.д. Наиболее известными являются следующие апории:

  • «Стадий»,
  • «Ахилл и черепаха»,
  • «Стрела»,
  • «Медимн зерна».

«Стадий» и «Ахилл и черепаха» - это апории против движения. В апории «Стадий» обосновывается невозможность начать движение. Так, следует предположить, что на стадионе есть бегун, которому требуется преодолеть дистанцию. Чтобы достигнуть финиша, он должен пробежать половину пути. Но чтобы пробежать половину пути, он сначала должен преодолеть половину этого участка и так до бесконечности. Бегун не может начать движение поскольку, для его начала ему требуется преодолеть половину отрезка, которых на его пути лежит бесконечное множество.

В апории «Ахилл и черепаха», указывается на то, что даже если бы кто-то смог начать движение, то не смог бы его закончить. Так Ахилл гонится за черепахой, но не способен ее догнать, поскольку за то время, пока Ахилл достигает той точки где находится черепаха, та всякий раз успевает уползти чуточку дальше. Благодаря делению пространства на бесконечное число бесконечно малых отрезков, эта погоня никогда не закончится.

Апории против времени и деления

Апория «Стрела» указывает на противоречивость представлений о времени и движении. Так, согласно представлениям о движении античности, объект называли движущимся в том случае, если место, занимаемое им в пространстве меняется. Однако, для стрелы, находящейся в полете это правило не работает. Ведь в каждый отдельный отрезок времени, стрела занимает одно и тоже место, следовательно, она находится в покое. А поскольку один объект, по мнению античных мыслителей не может одновременно двигаться и покоится, то отрезков времени не существует.

Апория «Медимн зерна» указывает на несопоставимость части и целого. Предполагалось, что часть, отделяемая от целого обладает теми же свойствами, что и само целое. Так часть кома глины остается глиной, отделенная ветка остается деревом и т.д. Однако Зенон указывает на то, что одно зернышко падает на землю бесшумно, в то время как мешок зерна при падении издает изрядный шум, а значит их свойства различны.