Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Ообъективная реальность, сознание и самосознание как объекты познавательной деятельности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Ообъективная реальность, сознание и самосознание как объекты познавательной деятельности
Ообъективная реальность, сознание и самосознание как объекты познавательной деятельности

Понятие сознания

Определение 1

Сознание – это высшая, характерная только для людей и связанная с речью функция мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности; в предварительном мысленном выстраивании поэтапности действий и предсказании их результатов; в разумном регулировании и самоконтроле поведения личности.

Определение 2

Функции сознания – это такие свойства сознания, которые превращают сознание в инструмент познания, общения и реальных действий. Коренной и главнейшей функцией сознания является получение знаний о природе, обществе и человеке.

Готовые работы на аналогичную тему

Посредством своего сознания человек может решать разного рода задачи, то есть у сознания несколько основных функций:

  • познавательная – используется человеком для отражения объективной действительности, построения своей системы знаний о мире;
  • ценностно-ориентационная – помогает оценить явление действительности, определить свое отношение к ней;
  • управленческая – осознание человеком своих потребностей, постановка целей, стремление к их достижению, то есть управление собственным поведением.

Познавательная функция, предполагающая верное и адекватное отражение действительности – главнейшая из функций сознания, она выражает саму его суть. Сознание дает человеку возможность проникать в суть предметов, процессов и явлений объективного мира, получать информацию о них.

Познание осуществляется через формы отражения: чувственное и рациональное – на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления.

Замечание 1

Особенностью человеческого отражения является его осознанность, то есть познание непосредственно связано с осознанием того, что именно собой представляет та или иная вещь, какие у нее отношения с другими вещами, какое значение она имеет для познающего субъекта. Осознание характерно только человеку.

Понятие самосознания

Сознанием предполагается выделение субъектом самого себя как носителя некоторой активной позиции относительно мира. Это выделение самого себя, отношения к себе, оценка собственных возможностей, которые и есть необходимый компонент любого сознания, и образует различные формы той специфической человеческой характеристики, которая называется самосознание.

Самосознание представляет определенную форму сознания, как реального явления. Самосознанием предполагается выделение и отличие человеком себя и своего Я от всего окружающего.

Определение 3

Самосознание – это осознание человеком собственных действий, поступков, мыслей, чувств и мотивов поведения, а также своих интересов и положения в обществе. В формировании самосознания значительную роль играют ощущения человеком своего тела, действий, движений.

Самосознание – сознание, которое направлено человеком на себя самого, то есть сознание, которое превратило в свой предмет и объект сознание. С точки зрения материалистической теории познания это практически невозможно, что ставит перед философией первичную проблему самосознания. Вопрос состоит лишь в выяснении специфики такой формы познания и сознания. Эта специфика определяется тем, что в акте самосознания человеческое сознание, являясь субъективной формой деятельности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание познающее, то есть субъект, и познаваемое, то есть объект. Такое раздвоение, каким бы странным оно ни казалось для обычного мышления, - очевидный и постоянно наблюдаемый факт.

Самосознание самим фактом своего существования доказывает относительность различия и противоположности субъекта и объекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания демонстрирует, что разделение действительности на объекты и субъекты не ограничено только отношением внешнего мира к сознанию, но что в самом сознании также есть такое деление, которое выражается как минимум двумя формами: соотношением объективного и субъективного в содержании сознания, а также разделением сознания на объект и субъект в акте самосознания.

Ообъективная реальность

Определение 4

Объективная реальность – это мир, который существует независимо от субъекта, то есть человека, и его сознания.

В философии под реальностью понимают все, что существует в действительности. Принято различать объективную и субъективную реальность:

Объективная реальность – это то, что существует за гранью человеческого сознания – время, движение и пространство. Субъективная реальность – все явления сознания, ощущения, все то, что человек когда-либо воспринимал и все, связанное с этим.

Чтобы определить объективную реальность, которую человек способен ощущать, копировать, отображать, но при этом которая существует за гранью его сознания и ощущений, в философии есть понятие материя. Условно принято делить материю на две группы:

  • познанная человеком;
  • за гранью человеческого познания.

Но такое деление крайне условное, но необходимое, так как если говорить о материи, то можно анализировать только то, что познал человек.

Материалисты обычно представляют объективную реальность в качестве некоторого механизма, который работает в соответствии со своим внутренним устройством, на который людьми может оказываться ограниченное воздействие.

В оккультизме и религии принято считать, что мир раскрывается человеку в зависимости от его субъективной, то есть духовной динамики. Основой мира являются духовные существа – боги, которые и создали мир в теории креационистов, а также вмешиваются или не вмешиваются в протекающие в мире процессы по учениям теистов и деизма соответственно.

Агностицизм придерживается точки зрения, что объективную реальность, как она есть не возможно в полной мере познать и понять.