Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Апории Зенона и споры вокруг них

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Апории Зенона и споры вокруг них
Определение 1

Апория – это безвыходное положение, неразрешимое противоречие, философское рассуждение от противного, созданное Зеноном По данной теме мы уже выполнили реферат Апории Зенона подробнее для аргументации положений философии Парменида.

Философское учение школы элеатов

Зенон Элейский был учеником Парменида, основателя Элейской философской школы, располагавшейся в городе Элеи на территории Великой Греции (греческие колонии на Аппенинском полуострове). Центральным вопросов философии элеатов, была разработка учения о бытии, его сущности, свойствах, категориях. Именно в рамках элейской школы были впервые разработаны и употреблены такие понятия как само «бытие» и «онтология».

Представления Парменида и его учеников о бытии резко расходились с другими философскими концепциями того времени, в частности идеями пифагорейцев и натурфилософов милетской школы. Так Парменид По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее приписывает бытию ряд существенных свойств:

  • материальность,
  • цельность,
  • шарообразность,
  • вечность,
  • неизменность.
Замечание 1

С позиции Парменида весь мир – это единое целое. Мир, бытие, представляют собой сферу, и все что есть в этой сфере, является ее неотъемлемой частью.

Парменид отрицает наличие пустоты, небытия, а поскольку пустоты не существует, но нет и границ между отдельными предметами, равно как и самих отдельных предметов – все они являются единым целым с бытием. Более того, Парменид также отрицает деление предметов и бытия на части, по тем же самым причинам. Наконец исходя из того, что бытие едино, в нем нет частей и нет пустоты, Парменид приходит к отрицанию понятия движения и самого понятия времени, ведь если все едино, то с позиции единого бытия в нем ничего не меняется. Также Парменид отрицает понятия «возникновения» и «разрушения», так как ничто не может возникнуть из ничего, равно как и уничтожиться до состояния ничего, тем более что самого «ничего», т.е. пустоты, небытия, не существует.

Парменид критиковал чувственное познание, рассматривая видимую картину мира как ложную, иллюзорную, не соответствующую действительности. Истинное познание с его точки зрения было возможно лишь рациональным путем, через переживания связи с единым миром-бытием. Впрочем, хотя бытие Парменида цельное и неизменное, оно не является застывшим, внутри бытия постоянно происходят метаморфозы, т.е. превращения его вещества в другие состояния, что, однако не меняет ни сущности, ни свойств самого бытия как целого.

Философская деятельность Зенона

Зенон, по свидетельствам других античных мыслителей, был образцом преданного ученика. Он целиком и полностью принял учение Парменида, не изменив и не прибавив к нему ни единой строки, и посвятил свою жизнь доказательству правоты его взглядов. Следует отметить, что парадоксальная картина мира Парменида оспаривалась не только другими философами, но даже и обывателями, из-за ее полной несовместимости с чувственными данными. Данные нападки вынудили Зенона создать такой метод аргументации положений философии Парменида, против которого его противники ничего не смогли бы возразить. Итогом стали знаменитые апории Зенона.

Различные исследователи говорят о разном числе апорий – от 45 до 67, которые в свою очередь делились на различные тематики – против движения, против времени, против деления, против множественности вещей и т.д. Однако в достаточно полном виде до нашего времени сохранилось незначительное число апорий, наиболее знаменитыми из которых являются три:

  • «Дихотомия»,
  • «Ахилл и черепаха»,
  • «Стрела».

В апориях Зенон использует доказательство от противного, т.е. изначально становится на сторону своих соперников, допуская существование движения, времени и т. д., а после подвергает феномен анализу и выявляет имеющиеся в нем неразрешимые противоречия.

Так апории «Дихотомия» и «Ахилл и черепаха» направлены против движения. В апории «Дихотомия» Зенон показывает, что даже если движение существует, то его невозможно было бы начать, ведь для того, чтобы достигнуть некой точки, бегуну нужно преодолеть половину пути, а чтобы сделать это необходимо было бы преодолеть половину полвины, т.е. одну четвертую, но прежде одолеть одну восьмую и т.д. до бесконечности. Т.е. бегун не смог бы начать движения (равно как и закончить его) поскольку перед ним всегда представал бы еще один бесконечно малый отрезок пути. «Ахилл и черепаха» демонстрирует несостоятельность понятия скорости, т.к. быстрый Ахилл неспособен догнать черепаху, поскольку та за каждый отрезок времени уползает от него на бесконечно малый отрезок пространства.

Апория «Стрела» также направлена против времени и движения. Зенон обращает внимание на то, что пока стрела находиться в полете, она в каждый момент времени неподвижна, поскольку занимает пространство, соответствующее ее размеру.

Поиски решения апорий

Апории Зенона стали по истине выдающимся культурным феноменом, споры вокруг которых не утихают по настоящее время. В древности противники элейского учения так и не смогли дать достойного опровержения апориям, так согласно легенде Антисфен дабы их опровергнуть, просто встал и начал ходить по комнате, как бы опровергая слова действием, что, впрочем, с точки зрения иллюзорности чувственного мира у элиатов, нельзя считать сильным аргументом.

Обращение к апориям происходило неоднократно на протяжении всего времени развития философской мысли и в средневековье, и в новое время, и в современности. Зенон затронул в них глубокие, выходящие далеко за рамки античных знаний, представления о сущности времени-пространства, их свойствах. Существует позиция согласно которой апории Зенона остаются неразрешимыми и сейчас.

В тоже время ряд авторов указывает на ошибки в апориях, которые и привели к их неразрешимости. Так в апории «Стрела», Зенон согласно представлением античности вывод парадоксальность времени и движения из того, что стрела не может быть одновременно и в движении, и в покое. В настоящее время, уже известно, что состояние объекта – есть относительная величина, зависящая от точки отсчета. Так для наблюдателя стрела движется, а для самой стрелы она покоится и никакого парадокса здесь нет.

Также Зенон смешивает понятия актуальной и потенциальной бесконечности. Потенциальная бесконечность предполагает, что некое явление, например, время, можно поделить на бесконечное число отрезков, чем активно пользуется человечество для удобства его исчисления. Актуальная бесконечность предполагает, что явление в действительности состоит из бесконечного числа реальных элементов – однако в случае с понятиями пространства-времени - это не так, они обладают протяженностью, но не дискретны, не существует ни атомов времени, ни атомов пространства. Смешение данных понятий также порождает парадоксы «Дихотомии» и «Ахилла».

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис