Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Концепция антропогенеза Н. Гартмана

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Философская антпропология / Концепция антропогенеза Н. Гартмана
Концепция антропогенеза Н. Гартмана
Замечание 1

Философия Николая Гартмана По данной теме мы уже выполнили реферат Фейербах подробнее сегодня оказывает большое влияние на современные течения мысли: на критический реализм и неотомизм.

Фигура мыслителя

Николай Гартман ($1882-1950$) – основатель критической онтологии. Свое новое учение он создает под влиянием идей феноменологии Эдмунда Гуссерля. Познание с его точки зрения – это трансцендентный акт. Бытие – многоаспектно и многослойно. Мыслитель выделяет в нем четыре уровня:

  1. Неорганическое бытие;
  2. Органическое бытие;
  3. Душевное бытие;
  4. Духовное бытие.

Готовые работы на аналогичную тему

Отношение между ними строится по типу иерархии: более высший уровень основывается на низшем.

Онтология Гартмана

Гартман начинает разворачивание своей онтологии с критики марбургской неокантианской школы. Его не устраивает в ней то, что всю философию здесь ограничивают теорией познания. По мнению же Гартмана все философы и все направления философской мысли в первую очередь говорят о бытии. И идеалисты, и материалисты вместе ведут об этом речь, расходясь лишь только в том, что дано изначальнее.

Онтология Гартмана начинается с категории сущего, существующего. Оно имеет целый спектр своих проявлений: физическое, психическое и социальное явление. Общим для указанного спектра является то, что их характеризует понятие существовать, быть. Таким образом появляется категория бытия.

Бытие имеет две разновидности, два «момента» бытия:

  • момент существования, «бытие здесь, вот»;
  • момент определенного бытия, «бытие так».

«Вот-бытие» здесь характеризует существование, «так бытие» - качественность, содержание всякого существования.

Гартман противопоставляет реальное и идеальное. Реальное обладает двумя характеристиками – временем (все, что реально существует во времени) и неповторимостью, индивидуальностью.

Идеальное – это одна из структур реального. Его познание априорно и заключается в усмотрении сути предмета.

В онтологии Гартмана одно из ключевых мест занимают категории действительного и возможного. Явление становится возможным при наличии в полном объеме ряда факторов. Основное условие реализации возможного в плане идеальном – это непротиворечивость.

Онтологическое учение Гартмана касается широкого спектра вопросов. Одним из таковых является вопрос о строении мира. Мыслитель считает, что в основе мира лежат категории, которые не просто абстрактны и оторваны от мира, но объективны и открываются человеку посредством познания предметов и явлений мира.

Антропология и этика Гартмана

Непосредственно учение Гартмана о человеке строится им через обращение к морально-нравственной проблематике.

В первую очередь, стоит отметить априорность морали и ценности как таковых. При этом они являются прямой прерогативой человека, т.е. не могут существовать не зависимо от него. Требования ценности осуществляются исключительно человеком.

Замечание 2

По мысли Гартмана, обучать человека ценностям можно с помощью описанной Платоном майевтики. Иными словами, человек в первую очередь должен осознать наличие ценности в себе. Этика Гартмана нормативна.

Впоследствии человек формирует свой уровень нравственности в ходе жизненного пути, встречаясь с трудностями и конфликтами, которые этому способствуют. Персональная история каждого человека – это формирование собственной ценностной и морально-нравственной карты, парадигмы. При этом надо учитывать, что изменяется отношение человек к тем или иным ценностям, но не они сами. По Гартману, ценности – идеальны и неизменны.

Гартман отстаивает выделенное положение человека в мире. С одной стороны, он включен в детерминационные связи, существующие в мире, с другой стороны, ему присуща относительная самостоятельность. Это выражается в том, что поведение человека определяется не только морально-нравственными императивами, но и свободным выбором. Свобода человеческого выбора до конца не познаваема.