Ф. Ницше – это немецкий философ-литератор XIX века, один из известнейших философов неклассического периода.
Представление о теле и телесности в философии Ницше
Этика является одной из ключевых проблем в философии Ницше. По-своему парадоксально Ницше подходит к ее решению, высвечивая два альтернативных образа человека, которые органически переплетаются между собой в его философии, делая человека реального буквально растянутым между животным и сверхчеловеком. Эти альтернативные образы сформулированы в двух подходах:
- биологизаторском,
- символическом.
В центре обоих подходов находится проблема тела в философии Ницше. Последовательно, в рамках своего метафизического нигилизма, расправляясь с такими понятиями как мораль, религия, наука, Ницше также отвергает и представления о доминировании разума, сознания в человеке, которое было характерно для классической философии. Человек — это не сознание (разум, Я), существующий в некой идеалистической реальности, сосудом для которого выступает бренное тело, зачастую рассматриваемое как фактор помех. Наоборот, именно телесное представляет собой в человеке высшую ценность, так как человек в первую очередь — это животное, телесное существо, в котором сформировалось сознание. Однако даже это сознание подчинено своей телесности, так как черпает от аффектов, инстинктов, желаний, лежащих в бессознательном, т.е. телесном пространстве.
Биологизаторский подход к этике Ницше и его представлениям о теле опирается на научно-биологические сведения о человеке и его организме. Согласно данному подходу тело человека, есть прямое отражение степени его совершенства, развития, а потому эти параметры вполне могут поддаваться измерению и воспитанию, корректировке. В своей выраженной форме данный подход реализовался в установке на здоровое тело, а его лозунгом стала максима «в здоровом теле – здоровый дух». Иллюстрацией абсолютизации и извращенного понимания данных идей стала физиологическая проверка на принадлежность лиц к арийской расе, осуществлявшаяся нацистами.
Символический подход к телесности заключается в понимании тела как некоей высшей ценности. Отметая любые представления человеке о реальности как иллюзорные, Ницше оставляет в качестве единственного объекта реальности само человеческое тело. Именно тело непосредственно отражает действительную реальность и происходящие с ней изменения. В качестве довода к своему тезису Ницше говорил о том, что изменяя мир в угоду собственным представлениям современный человек зашел настолько далеко, что его собственное тело начинает подводить его, награждая болезнями (аллергиями, неврозами, стрессом и т.д.) о которых в более ранние времена ничего не было известно. Эти болезни – прямое порождение развитой человеческой культуры и таким образом тело выражает свой протест против того направления в котором люди изменяют действительность.
Более того тело — это не только сам человек, отражение реального мира, но также и способ познать и взглянуть на этот мир через призму телесности, глазами животного.
Значение тела в рассуждениях о человеке и мире
Рассматривая взаимоотношения в системе человек и мир, Ницше подходит к проблематике телесности в трех различных сторон:
- тело как поверхностность, противостоящая глубине;
- тело как нечто предъявляемое миру, способ коммуникации;
- тело как точка вечного возвращения.
В своей философии Ницше отметая все идеалистическое, глубинное, истинное и сокровенное, все то, что развивалась поколениями философов, религиозных деятелей, просветителей и т.д. делает это не с негативной, а напротив позитивной целью, его стремление, освободившись от груза иллюзий сказать жизни «да», и способствовать ее возрастанию. «Да» жизни, возрастание жизни для Ницше неизменно связано с телесностью, и интерпретируется в ее терминах. Телесность как внешняя сторона событий, как поверхностность позволяет в его глазах оправдать даже самые ненавистные для него вещи, например, такие как христианская мораль, когда они истолковываются не с позиции глубины – т.е. абсолютного, ценностного, истинного характера данных норм, а с позиции их внешней стороны, т.е. прагматической пользы для укрепления тела и возвышения жизни.
Используя данный внешний прагматический критерий Ницше готов принять и возвеличить совершенно любую иллюзию или маску до тех пор, пока она остается полезной телу и не претендует на некий глубинный характер.
Понимая тело как единственный атрибут реальности, способ ее отражения, Ницше тем самым делает его единственным действенным способом коммуникации как с миром, так и другими людьми. В данном ракурсе разговор двух, это не встреча разумов, а встреча тел, наполненных эмоциями и волей к власти. При этом тело рассматривается не столько как биологическая данность, сколько символически, как жест, как способ выражения человеком себя миру посредством всей его жизни и деятельности, включая даже само написание сочинений.
В концепции вечного возвращение Ницше постулирует первичность телесности по отношению к рациональности, и тем более этичности, полагая что они вышли из тела, из его бессознательного характера, инстинктов и желаний. При такой интерпретации, тело становится моментом вечности, а концентрация на теле, на его существовании в данный момент и есть обращение к вечному возвращению, движение к истокам.
Тело и аскетизм в теории Ницше
Аскетизм, в том виде, в котором он закреплен культурно – как сознательное ограничение своих телесных потребностей и земных удовольствий, со стороны разнообразных старцев, мудрецов, мыслителей и философов, представлял собой для Ницше одно из наиболее ненавистных явлений.
Ницше указывал, что истязая собственное тело и умаляя его значение, аскеты тем не менее вовсе не отказываются от самих желаний и страстей о вкусной еде, алкоголе, женщинах и прочим, что подобная практика не более чем вредная иллюзия, приносящая человеку лишь мучения и истощающая его волю к власти.
В тоже время Ницше отмечает, что аскетизм в его внешней форме, как направление воли к власти на свое собственное тело, как развитие воли и способности подчинять ее, есть одно из естественных состояний сверхчеловека. Только сверхчеловек способен в действительности умерить собственные аффекты и ограничить желания, отказаться от борьбы воль, ради развития собственного творческого потенциала.