Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Критика морали в философии Ф. Ницше

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Критика морали в философии Ф. Ницше
Критика морали в философии Ф. Ницше
Определение 1

Мораль – это характерные для определенного общества договорные представления о добре и зле, а также связанные с ними нормы поведения.

Мораль с позиции метафизического нигилизма

Ф. Ницше По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее нередко определяют, как философа-диссидента, выделяя из множества смыслов его произведений в качестве лейб-мотива критику всякой морали вообще и подрыв христианского мировоззрения в частности. Безусловно подобная трактовка философии Ницше является чрезмерным упрощением и сужением его идей, однако этические проблемы занимают значительное место в его сочинениях, острота их обсуждения сохраняется на всех этапах творчества философа, а критика морали осуществляется с позиции основных идей Ницше:

Готовые работы на аналогичную тему

  • метафизического нигилизма,
  • воли к власти,
  • вечного возвращения и сверхчеловека.

Нигилизм и как философское, и как социальное течение предполагает отрицание каких-либо авторитетов, норм, правил и ценностей. Ницше отделяет себя от представителей негативного нигилизма, приравнивая их буйным подросткам. Он пишет, что отрицая устоявшиеся авторитеты, они столь же страстно ищут для себя новые, и находят их в лице науки, принимая метод и факты которой без всякого критического осмысления.

Нигилизм, который служит очищающей основой философии Ницше куда глубже и последовательней. Он не только отвергает существующую мораль, как полную двойных стандартов условность, иллюзию, выстроенную ради защиты интересов власть имущих слоев общества и штампования обывателей, но также отвергает само представление о необходимости существование морали как таковой. Нет никакой надобности в существовании моральной системы, авторитетов, целей или ценностей в мире или перед человеком – все созданные человечеством подобным образом системы, включая также науку, не более чем попытки защитить свое сознание, от того факта, что мир есть иррациональное и бесконечное ничто.

Лишь приняв данный факт человек сможет обрести полную и абсолютную свободу, а также сказать «да» жизни, поскольку отказавших от условностей, оков морали, личность сможет понять, что только ее существование, ее собственная жизнь единственная реальность в этом мире.

Мораль и воля к власти

Поскольку все человеческие знания о мире, все достижения науки, философии, оккультного знания, религиозных откровений не более чем удобные иллюзии, то должно существовать нечто, что приводит весь мир в движение, сообщает ему логику движения и поступков. В качестве такой силы Ницше определяет волю к власти.

Воля к власти – это субстанция. Она действует не извне, как сила принуждения, и не изнутри, как один из мотивов или желаний, воля к власти есть суть любого действия, явления или субъекта. Все действия и страсти человека сводятся к достижению власти, установлению контроля над другими и создание системы морали в данном отношении ничем не отличается от прочих.

Ницше выделяет два народа:

  • народ господ,
  • народ рабов.

Каждый из них обладает собственной моралью. Критикуя Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее , с его представлением о господах как застывших в своем развитии, и рабах как двигателях человеческого прогресса, Ницше рисует альтернативную картину.

Народ господ – это сообщество сильных людей. Они сильны тем, что осознали и приняли абсолютную свободу, а потому не боятся ничего, нет действия которое было бы для них запретно, они готовы пожертвовать всем для достижениях своих целей, при этом каждый из них сам решает, что для него важно, а что нет, они самодостаточны.

Народ рабов – это сообщество обывателей, мелочных собственников. Они находятся в постоянной борьбе между собой за право удовлетворения своих низменных потребностей и жажды обладания. Они постоянно боятся потерять что-нибудь в этой борьбе, и потому больше всего боятся господ, которые выходят за рамки их понимания.

По этой причине народ рабов на протяжении всей истории, стремится навязать господам свою мораль – мораль в которой восхваляются качества, подавляющие волю к власти, стремление обладать, в ней поощряется слабость, покорность, снисхождение, участие, забота о ближних, в то время как качества свободных людей – гордость, сила, смелость подвергаются порицанию. Воплощением морали рабов для Ницше становится христианская мораль с ее идеалами, проповедующая покорность произволу со стороны властей и духовенства, ничем качественно не отличающегося от тех кому они навязывают эту мораль.

Замечание 1

Реализация воли к власти предполагает борьбу, столкновение интересов, преодоление препятствий, навязывание своих правил окружающим, и поскольку любая существующая мораль лишь создает маскировочную сетку вокруг данных процессов, то Ницше считает необходимым вовсе отказаться от столь бесполезной морали.

Мораль и сверхчеловек

В книгах «Так говорил Заратустра» Ницше излагает свои наиболее важные, сложные и спорные концепции о сверхчеловеке и вечном возвращении, которые также не могут обойтись без рассмотрения этических вопросов.

Представление о сверхчеловеке естественным образом вырастает из метафизического нигилизма и концепции воли к власти. Сверхчеловек достиг самых глубин нигилистического осмысления реальности и смог сказать жизни да. Он осознал, что им движет воля к власти, и смог направить ее не на удовлетворение мелочных желаний по овладению окружающими предметами, а на самого себя, достигнув аскетического идеала. Это человек отказавшийся от страстей и удовольствий в пользу творчества, он сам создает для себя рамки дисциплины и нормы поведения, которыми подчиняет собственное тело. Его деятельность - это вечное творчество, не знающее границ и пределов, он бесконечно свободен в своем преобразовании окружающего мира.

Замечание 2

Поскольку сверхчеловек подчинен своей собственной высшей морали, то обыденная мораль рабов, равно как и авторитет, и обычаи, и законы не имеют для него никакого значения. Он способен с легкостью перешагнуть через них, если того требуют его высшие идеалы – идеалы творческого созидания.

По этой причине вечное возвращение – т.е. бесконечное повторение каждого мига, оборачивается торжеством сверхчеловека и полным поражением, кошмаром для человека мелкого, для раба. Вечное возвращение есть последний аргумент в пользу смерти бога в философии Ницше, так как вечно возвращение отрицает само понятие загробной жизни, воздаяния после смерти по грехам или заслугам, равно как и совершенной деградации личности, человек оказывается пойман в клетку реальности, в которой он пробудет вечность.