Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Ценности и их особая роль в жизни общества

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Ценности и их особая роль в жизни общества
Замечание 1

Значение ценностей для общества состоит в том, что они выполняют солидаризующую функцию, выступая каркасом общественного сознания.

Аксиология как философия ценностей

В философском знании за все время существования и развития философии как особой формы духовного освоения действительности было сформировано множество подходов и концептуальных моделей ценностей. Но как самостоятельная отрасль философского знания аксиология, возникла лишь в XIX веке, когда произошло полное осмысление наличия особой целостной сферы бытия человека – аксиосферы или ценностного измерения человеческого существования. По формальному признаку началом развития аксиологии является середина XIX века, что связано с выходом в свет в 1856-1864 годах трехтомника Лотце Л. Г. «Микрокосм», где он выделяет в качестве отдельной категории «значимость».

Помощь со студенческой работой на тему
Ценности и их особая роль в жизни общества

Родоначальником термина «аксиология» является П. Лапи. Окончательно аксиология как самостоетльный раздел философии сформировалась в 20-50 гг. ХХ века в произведениях:

  • М. Шелера,
  • Н. Гартмана,
  • Р.Б. Перри,
  • С. Пеппера
  • и других.

Этапы философского осмысления ценностей

Первой вехой в философском предаксиологическом осмыслении ценностей явился античный этап (начиная с Сократа), следующим этапом явился средневековый, затем последовал этап Ренессанса и Нового времени, и новейший этап в развитии аксиологии.

Античность

В античное время в качестве основных ценностей выдвигались знание (Сократ), красота, истина и добро, (Платон), свобода от условностей (Диоген), свободу от страданий и страхов (Эпикур), труд (Антисфен).

Замечание 2

При этом, необходимо отметить, что представления о ценностях в европейской мысли начинают формироваться с антропологической трансформации в философии, осуществленной Сократом По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Сократ подробнее , так как ценностное отношение к миру является специфически человеческим измерением окружающей действительности. Ценности, какие бы они не были, формируются вокруг философии человека.

Средневековье

Античные представления о ценностях сменяются в Средневековье теоцентрическими воззрениями, в которых высшей ценностью признавался бог.

Ренессанс и Новое время

В эпоху Ренессанса кардинально меняется мировоззрение. Переход от теоцентризма средневековой схоластики к антропоцентризму философии Возрождения и Просвещения выразился прежде всего в формировании ренессансно-просветительского гуманизма, провозгласившего высшей ценностью человека. Их учение антропоцентрично: не отрицая существования бога, они все же на главное место в мироздании ставят человека. Помимо этого, они первые выступили против теистически-аскетического осмысления проблемы соотнесения тела и души человека. Согласно их взглядам, человек – это самое прекрасное, что есть в мире, а его тело превосходит в своем совершенстве другие тела.

С 19 века серьезную конкуренцию рационализму начинают составлять иррационалистические направления в философии: волюнтаризм, экзистенциализм, психоанализ. Представитель волюнтаризма Ф. Ницше выступил с идеей переоценки всех ценностей, заявив о духовном кризисе современного ему общества. Выступив с критикой традиционной морали и христинаских ценностей, мыслитель преложил новую мораль – мораль сверхчеловека и новые ценности – ценности силы и духовного превосходства сверхчеловека.

Начиная с 19 века, в философии экзистенциализма статус высшей ценности, связанной с существованием человека, приобретает свобода. Так, экзистенциалист ХХ века Жан-Поль Сартр По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Жан-Поля-Сартра подробнее одну из своих работ посвятил обоснованию гуманизма с экзистенциалистских позиций, назвав ее «Экзистенциализм – это гуманизм». В ней он утверждает, что экзистенциализм можно считать гуманизмом, поскольку в нем провозглашается свобода человека.

Новейшее время

Замечание 3

В ХХ веке в связи с рядом исторических событий, имевших трагический характер для всего человечества и приведших к массовой гибели жителей многих стран, а также в связи с угрозой экологической катастрофы в качестве универсальной базовой ценности в философском сознании выдвигается жизнь в ее универсальном значении.