Сознание – это высшая форма психического отражения внешней и внутренней реальности.
Понятие и проблема сознания
Сознание является проблемной областью различных наук и философии. При этом каждая дисциплина подходит к данной проблеме с различных сторон и по-своему определяет сознание. В рамках философии сознание является одной из основополагающих категорий, отраженных в главном вопросе соотношения сознания и бытия, или идеального и материального.
Сам термин сознание начал использоваться в философии начиная с Нового времени. В периоды античности и средневековья философы использовали такие термины как душа и дух, однако несмотря на смену терминологии, принципиальное положение сознания в философии не изменилось. Сознание понималось и понимается как идеальная субстанция, нематериальное начало мира, вечное и неизменное, содержащее в себе все образы, идеи, абстрактные понятия и представления о вещах и предметах, благодаря которым и возникает материальный мир.
Специфика сознания в сравнении с душой и духом, выражается в том аспекте, что сама семантика термина – «со-знание» подчеркивает его гносеологических характер, способность человека с помощью идеального инструмента – разума, познавать и самостоятельно изучать окружающий мир, а так же распространять это знание в обществе. Если душа – это лишь отблеск, отражение и творение божества – христианского или древнего, то сознание все больше обособляется от божественного, становится самостоятельной и независимой силой.
Научный подход рассматривает сознание как одну из форм психики. Длительное время сознание ассоциировалось с психикой вообще, предполагалось что все психические процессы, состояния, явления полностью представлены в сознании, а потому доступны для самонаблюдения, а также сознательного, волевого контроля. Данная точка зрения доминировала в донаучной ассоциативной психологии, опиравшейся в качестве основного метода исследования на интроспекцию, т.е. самонаблюдение.
Развитие позитивизма, стремление очистить науку и философию от метафизики, а также повсеместно внедрить эксперимент, как единственно-верный способ проверки истинности знания, оказало свое влияние и на психологическую науку. Во второй половине девятнадцатого века В. Вундт открывает в Лейпциге первую психофизическую лабораторию, начинается новый этап развития психологической науки и представлений о сознании. Повсеместное распространения эксперимента как основного метода исследования психики приводит к накоплению множества фактов, выходящих за рамки ассоциативной теории, что приводит к кризису понимания сознания в частности и психики вообще.
Термин сознания конкретизируется. Его содержание ограничивается лишь внутренним планом психики, тем «экраном» на который проецируются процессы и результаты психической деятельности. При этом значительное содержание психики выносится за пределы сознания, как в неосознаваемые области (психоанализ, когнитивная и гештальтпсихология), и во вне, в поведение и деятельность (бихевиоризм и субъектно-деятельностный подход).
Структура сознания
Сознание представляет собой один из наиболее сложных объектов исследования, поскольку не обладает собственной качественной спецификой. Специфика сознания задается теми психическими процессами и явлениями, которые его наполняют, но сами сознанием не являются.
Так сознание наполнено:
- чувственным образами, как результатами процессов восприятия и ощущения;
- мыслительными цепочками, понятиями, представлениями, возникающими по ходу и в результате мышления;
- образами прошлого извлекаемыми из прошлого;
- аффектами, отражающими эмоциональную реакцию на реальные и мнимые стимулы;
- желаниями, отражающими потребности и мотивы;
- переживанием готовности/неготовности к деятельности, в зависимости от включенности процессов воли;
- субъективными оценками, отражающими когнитивные установки и систему мотивации и т.д.
В сознании все эти компоненты представлены как бы одновременно, при этом на передний план выдвигается как правило один из них, в зависимости от сосредоточения внимания личности на тех или иных процессах. И хотя представить себе сознание или психику без этих процессов невозможно, их исследование не позволяет ничего сказать о собственно самом сознании. Тем не менее попытки структуризации сознания все равно предпринимаются. Так В.П. Зинченко выделяет три слоя сознания:
- бытийное сознание,
- рефлективное сознание,
- самосознание.
Бытийное сознание представляет собой внешний слой, ориентированный в первую очередь на отражение окружающей реальности, его содержание составляют чувственные образы и биодинамический опыт индивида во взаимодействии со средой. Рефлективное сознание в свою очередь ориентировано на отражение собственно психических интеллектуально-аффективных процессов, его содержание включает в себя смыслы и значения.
Бытийное и рефлективное сознания поддерживают функционирования самосознания, как высшего уровня развития сознания как такового. Самосознания выполняет важнейшую функцию перманентной самоидентификации психики, позволяя связывает единицы опыта в стройную личную историю человека, формировать образ Я, представление о себе, своих свойствах и качествах, которое ложится в основу систем принятия решений, формирования целей и потребностей, прогнозирования будущего.
Бессознательное
Бессознательная как особая область психики не доступная для отражения сознанием, и, следовательно, для сознательного контроля, наиболее полно была раскрыта в психоаналитическом подходе.
З. Фрейдом и его последователями бессознательное понималось как область биологической, животной природы человека, свободной от наслоений социализации, которая регламентируется инстинктами жизни (Эрос) и смерти (Танатос), порождающими многочисленные желания.
Бессознательное играет роль энергетического блока психической жизни, инстинктивные потребности и желания стремясь к своей реализации придают движение процессам сознания, которые пытаются адаптировать их к условиям реальности, а также сверхсознания – морального цензора, руководствующегося социальными нормами и ограничениями.