Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблема бессознательного в психологии

Все предметы / Психология / Проблема бессознательного в психологии
Определение 1

Бессознательное в психологии — это совокупность психических процессов и явлений, которые не включены в область сознания субъекта, это все то, в отношении чего нельзя обеспечить контроль сознания.

Понятие бессознательного

Понятие психики человека существенно шире, чем категория «сознание». Есть множество явлений, которые невозможно рассматривать на сознательном уровне. Они включают психические явления, процессы, свойства и состояния, оказывающие не меньшее влияние на поведение. Тем не менее, их фиксации в сознании человека не происходит.

Бессознательные явления в психологии включены в состав неосознаваемого. Таким образом, проблема бессознательного в самых общих чертах определяется в качестве системы психических состояний (процессов, явлений), которые обусловлены воздействиями, в которых человек не дает себе отчета.

Существуют данные анализаторов, которые осознаются. Они представляют собой сигналы, используемые индивидом в целях сознательного управления поведением и реакциями. Есть сигналы, не попадающие в сферу сознания. Они используются как регуляторы поведения и протекания психических процессов. Это происходит на бессознательном уровне.

В той или иной степени бессознательное представлено почти во всех психических процессах, состояниях и свойствах. Все знают о бессознательных ощущениях (зрительных, слуховых, мышечных), вызывающих неосознаваемую реакцию на неощущаемый раздражитель (например, реакции на ультразвук или инфразвук).

Неосознаваемыми могут быть также образы восприятия. Подобные образы начинают появляться, например, через узнавание чего-либо ранее виденного или не слышанного (человек не может вспомнить, что им уже воспринимался определенный объект, и в каких обстоятельствах это происходило). Всем известен эффект «25-й кадр», восприятие которого происходит бессознательно (фиксируется сознанием).

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности бессознательного

Бессознательные движения – это движения, которые в прошлом являлись сознательными. По причине частого повторения они становятся автоматическими (например, привычка человека поправлять очки даже тогда, когда он уже носит контактные линзы).

В сферу бессознательного необходимо включить:

  • Психические явления, которые проявляются во сне;
  • Некоторые побуждения к деятельности, где нет осознания цели;
  • Явления, которые вызваны болезненным состоянием (например, бред, галлюцинации).

Существует бессознательная память, включающая генетическую память и некоторую часть долговременной памяти. Она неосознанно воздействует на процессы мышления, воображения, внимания, мотивации. Так, человек может без причины испытывать отрицательные эмоции в отношении того, с кем он даже мало знаком. Настоящая причина этой неприязни может скрываться в том, что этот неприятный человек напомнил ему ранее знакомого субъекта, негативное воспоминание о котором сохраняется в бессознательной памяти.

В психологии рассматривается бессознательное мышление, которое особо ярко проявляется в ходе решения творческих задач или при проведении мозгового штурма. Бессознательная речь — это внутренняя речь человека, не прерывающаяся в состоянии бодрствования.

В область ясного осознания людей могут попадать объекты или ситуации, которые препятствуют выполнению цели. Они затрудняют выбор стратегии поведения или требуют новых способов решения. Но, после принятия соответствующего решения и устранения затруднения, управление поведением передается в бессознательное. Сознание при этом становится свободным и начинает разрешать следующие проблемные ситуации.

Взгляды ученых на проблему бессознательного

Проявления феномена бессознательного показывают, что нельзя отождествлять психику и сознание. Присутствие в психике большой области бессознательного представляет неоспоримый факт для ученых разных областей.

Философскую концепцию бессознательного создал немецкий философ Э. Гартман XIX веке. До него в философии была принята точка зрения Р. Декарта о сознании в качестве единственной формой духовной жизни. В 1910 году в Бостоне состоялось первое Международное совещание, которое было полностью посвящено проблеме бессознательного. К этому времени исследователи уже поняли, что бессознательное представляет собой фактор, который необходимо учитывать, анализируя различные психиатрические и психологические проблемы.

В то время бессознательное ученые выдвигали в качестве объясняющего фактора многих психических явлений. Тем не менее, подходы к его осмыслению, раскрытию его особенностей и закономерностей не были разработаны. Ситуацию коренным образом изменил З. Фрейд. Именно его труды положили начало новой эре в исследовании бессознательного.

В современном научном понимании проблемы бессознательного выделяются 2 направления:

  • Теория психоанализа (З. Фрейд),
  • Теория установки Д. Н. Узнадзе.

Данные концепции отличаются подходами к взаимодействию бессознательного и сознания с психикой в целом. Психоаналитическая теория противопоставила сознательное бессознательному, рассматривая их в качестве взаимоисключающих структур психической деятельности. Психология установки, в противовес этому, основывались на идее целостной психики (представление о единстве личности).

Фрейд сравнивал область бессознательного с большой передней, где имеют место быть все психические явления. К ней примыкает узкий коридор, на пороге которого на посту стоит стражник. Он не только пристальным образом рассматривает каждое движение души, но и вынужден решать вопрос, пропускать или нет его. В данной метафоре Фрейда передняя представляла собой обитель бессознательного, коридор являлся вместилищем подсознания, а маленькая келья в конце коридора принадлежала сознанию.

Позже исследователь видоизменил представление о структуре психики, выделив три уровня: «ид» («оно»), «Эго» («Я») и «Супер-эго» («сверх Я»). Фрейд, таким образом, внес самый большой вклад в анализ бессознательного.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис