Кажимость – это философская категория, которая обозначает превратное определение подлинного бытия, которое базируется непосредственно на чувственном (эмпирическом) восприятии. Такое восприятие является ощущением внешнего явления предмета познания.
Кажимость и чувственное восприятие
Кажимость являет собою абстракцию любой подлинной сущности для эмпирического познания.
Важно помнить, что данный тип познания принимает за истину все те элементы объекта познания, которые возникли вследствие ощущения, чувств или эмоциональной составной человека.
Если говорить о категории «кажимости» как составной части чувственного восприятия внешних вещей, то человеческий разум и рассудок фактически будет функционировать лишь на поверхностных свойствах предмета. Вследствие этого все случайные явления могут рассматриваться человеком как истинные и подлинные, что рушит естественное бытие. Следовательно, мышление такого типа имеет достаточно прискорбные результаты своей деятельности, так как имеет дело лишь с видимой истиной, абстрактным проявлением данного понятия, которое кажется рассудку подлинным в любом случае и целиком.
«Видимости» характерны:
-
Ориентация на внешнее;
-
Подлинность во внешнем;
-
«Анти-углубленность».
Видимость-кажимость
В современном мире философии не существует категорического отличия между двумя понятиями «видимости» и «кажимости».
Это напрямую связано с тем, что данные категории характеризуют один и тот же объект – познание человека в его эмпирическом проявлении. Данное познание не всегда является истинным, так как видит лишь внешние проявления того или иного явления, предмета.
Предназначение «видимости» и «кажимости» заключается в элементарном познании объекта, определение его черт, характеристик и свойств на основе эмпирического восприятия.
Подлинность видимости и кажимости
Хотя и нет различия между вышеуказанными двумя категориями, есть отличие более глобального масштаба, которое заключается в кажимости и действительности истины. В данном случае, первая категория является лишь логической формой разумного мышления, где отторгается бинарная оппозиция внутреннего и внешнего отношения сторон, которые содержатся в предмете познания.
Все иные формы и способы познания, вследствие своей ограниченности в мыслительных возможностях, обусловленной разделением познаваемого предмета и познающего сознания, зависимостью от чувственного восприятия, имеют дело лишь с видимостью подлинностью в предметах – принимают лишь видимое внешнее существо. Это дается через чувственные проявления вещей.
Если отталкиваться от этого утверждения, то вследствие деятельности таких категорий возникают совершенно новые типы мировоззрений, которые отторгают даже возможность познания истины: скептицизм, агностицизм, стоицизм. В современной философии основные формы развиваются в теориях постмодернизма и позитивизма, в попытках создания всеобщих и единых эмпирических картин мира. Сторонники таких взглядов на подлинность и истину, тем не менее, склонны к поиску причин фактической и логической ошибочности в догматах своих миросозерцательных картин. Это заключается не в поиске проблем в самих вещах, а в теории и способе познания.
Ф. Гегель в $ХІХ$ веке разработал теорию критики рассудочного мышления и науку мышлений разумного. Эти проблемы он рассматривал в «Науке логики» и в «Феноменологии духа». Там можно найти целиком точную трактовку понятия «видимости» и «кажимости».