Образование понятия – это выработка или усвоение человеком нового для него понятие на базе наличного опыта.
Образование понятий являет собою переход от единичных явлений и вещей, которые приобретены чувственным опытом, к обобщению данного опыта в понятиях, которые фиксируют различные признаки данных явлений и вещей. Все вещи даны в восприятиях и ощущениях, понятием будет всегда оперировать мышление. Вещи являются чувственными, в то время как понятия являют собою нечувственные субстанции, которые являются доступными только одному разуму. Как заполняется данный непреодолимый разрыв между общим и единичным, как появления понятий, которые очень отличительные за своей природой от вещей, вообще может быть, каким образом протекает данный процесс, какие его основные механизмы, – все эти вопросы составляют единую проблематику теории познания.
Понятие в философии
Понятие, которое отражено в мышлении являет собою целостность существенных связей, отношений и свойств предметов или явлений. Система мыслей или единичная мысль, которая выделяет и обобщает предметы определенного класса по всеобщим и по своей сущности специфическими для них признаками.
Понятие в своей отвлеченности борется с конкретностью восприятия. Кроме того, понятие борется со словом, которое можно интерпретировать как знак понятия.
Содержание и объём понятия
В современной философской мысли выделяют объем понятия и его содержание. Содержание понятия подразумевает совокупность всех признаков класса предметов, которые подпадают под данное понятие. Объем понятия являет собою совокупность этих предметов, которые попадают под данное понятие. Так, объем понятия «дерево» может составлять огромное количество всех деревьев, которые когда-то существовали, будут существовать, воображаемые, реальные, или множество всех различных деревьев.
Между объемом и содержанием понятия существует противоположная зависимость: чем меньше объем понятия, тем больше его содержания. Другими словами, чем больше признаков будет входить в понятие, тем меньше предметов данное понятие будет охватывать (и наоборот). Например, понятие «лиственное дерево» будет большим по содержанию, то есть вмещает в себе больше признаков, чем понятие одного «дерева», следовательно объём первого понятия является меньше (у́же), чем объём второго, так как лиственные деревья — это лишь часть (или подкласс) всех деревьев (деревьев вообще).
Понятие в истории философии
В славянских философских словарях 18 века термин «идеи» очень близок к термину» понятие».
-
Определение понятия у Канта
Кантово понятие – это любое всеобщее представление, так как последнее фиксируется посредством термина. Отсюда и выплывает его определение: «Понятие является всеобщим представлением и представлением того, что является всеобщим по отношению ко всем объектам, следовательно – это представление, которое имеет способность содержаться в самых разнообразных объектах».
-
Определение понятия у Гегеля
Для Гегеля, понятие являет собою синоним реального понимания сущности дела, а не лишь простое выражение чего-то абстрактного, любой одинаковости предметов познания. В понятии раскрывается истинная природа объекта, а не простое сходство с иными предметами, вследствие чего в нем должна находить свое выражение не лишь всеобщая абстракция, а особенность одного конкретного объекта. Именно поэтому форма понятия являет собою диалектическую целостность всеобщего и особенного, которое раскрывается сквозь разнообразные формы заключения и суждения, а в суждении проявляется внешне. Не будет удивительным тот факт, что любое суждение производит слом абстрактной формы тождества, что являет собою ее самое очевидное отрицание. Его форма — А есть В (то есть не‑A)».
Общее понятие являет собою выражение не простой абстрактной общности или одинаковости единичных представителей этого класса, но истинный закон появления, исчезновения и развития единичных вещей.
-
У Энгельса
Понятия суть «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Ф. Энгельс).
Виды понятий
-
По объёму
По объёму понятия можно разделить на единичные, общие и пустые. В объём единичного понятия входит один-единственный объект (одноэлементный класс) — например, «русский писатель Антон Павлович Чехов», «столица Дании». В объём общего понятия входит более одного объекта (например, «дерево», «химический элемент»). Объём пустого понятия представляет собой пустое множество (например, «вечный двигатель», «круглый квадрат»).
-
По содержанию
По содержанию понятия делят на положительные и отрицательные; относительные и безотносительные; собирательные и несобирательные (разделительные); конкретные и абстрактные; эмпирические и теоретические.
Название любого материального предмета является конкретным эмпирическим понятием, а его непосредственно наблюдаемые свойства выражаются абстрактными эмпирическими понятиями. К конкретным теоретическим понятиям относится, в частности, ряд понятий теоретической физики, например «электрон»; абстрактным теоретическим понятием является, например, «спин».