Политическая философия Фомы Аквинского По данной теме мы уже выполнили реферат Филосовия Фомы Аквинского подробнее является разработкой с точки зрения христианской теологии идей «Политики» Аристотеля.
Из политической философии Аристотеля Аквинат берет понимание природы человека как существа по преимуществу общественного и склонного к политической деятельности. Изначально в человеке присутствует общественное начало, стремление к созданию сообщества для более продуктивного удовлетворения потребностей. Государство может существовать, когда здорово общество, т.е. в нем одновременно присутствуют люди, имеющие как и физическую силу, так и развитые умственные способности.
Фома Аквинский считает, что появление государства похоже на творение Богом мира. Мир творится посредством создания отдельных вещей, которые в последствии наделяются различного рода функциями и значениями, приобретают свое использование и значимость. Иными словами, Бог, прежде чем приступить к управлению, налаживает структуру и устанавливает правила. Нечто похожее Аквинат видит и в деятельности правителя. Он в первую очередь призван наладить механизмы управления, а потом приступить непосредственно к реализации своих властных полномочий. Целью государства, с точки зрения Фомы Аквинского, является «общее благо», стремление устроить жизнь согласно с положениями разума.
Обращаясь к вопросу о природе власти, Аквинат выражает идею о господстве религиозной власти над светской. В целях обоснования такой теории мыслитель выделяет три ключевых элемента государственной власти:
Уровнем измерения своеволия правителя является то, насколько его действия отклоняются от воли Божьей, от Его установлений и насколько оно противоречит позиции Церкви. В случае если позицию государства не разделяет церковная иерархия народ, по мнению Аквината, в праве выразить протест. Таким образом, Фома Аквинский выступает против тирании.
Закон Фомой Аквинским По данной теме мы уже выполнили реферат Философско-правовые взгляды Фомы Аквинского подробнее определяется как правило, которое побуждает к социально и религиозно верному решению или отказу от него. Мыслитель выделяет четыре типа законов:
Фома Аквинский стоит на позициях подчинения светской власти религиозной, но в этом отношении им предполагается некоторая свобода первой. Аквинат четко разграничивает различные сферы для светской и религиозной типов власти.