Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Новые тенденции в философских исследованиях 1960-1980 гг.

В советские годы философская мысль прошла нелёгкий путь, который характеризовался несколькими периодами, созвучными тем этапам, которые проходило общество во время своего развития в новой стране.

Замечание 1

Существенные видоизменения затронули философию СССР в процессе развенчания культа личности Сталина во время $20$ съезда КПСС в $1956$ году Никитой Хрущевым в докладе "О культе личности и его последствиях". С критикой сталинизма зарождалась тенденция ослабления идеологического надзора над философией, науками, культурой, открывая всё более позитивные перспективы для развития этих областей в России. Это вело к формированию другого поколения мыслителей, ученых и общественных деятелей, которые ставили своей целью преодоление догматизма и стереотипов в идеологии.

Идеологическое потепление

Замечание 2

Идеологическое потепление способствовало становлению философских тенденций $60х$ годов, наряду с которыми формировались и новые теоретико-методологические предпосылки в рамках психологии, теории познания, социологии, которые имели своё начало еще в $40-50$е годы.

Это было своего рода творческое наследие философа и психолога С. Л. Рубинштейна, который работал в направлении принципа единства деятельности и сознания, сыгравший ключевую роль, как в психологии, так и в философии. Данный принцип гласил, что человек и человеческая психика организуются и проявляют себя в практической деятельности. В труде «Бытие и сознание» Рубинштейн ставил вопрос природы психического и то, какую роль оно имеет в общей взаимосвязи явлений, подчёркивая, что мозг – это орган психической деятельности, а не субъект. Источником является сам мир, который оказывает воздействие на мозг. Таким образом, Рубинштейн исследовал бытие, указывая на ошибку сведения его к объектам и материи. Сознание является не меньшей реальностью, чем материя.

«Новые тенденции в философских исследованиях 1960-1980 гг. » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основополагающие вопросы философии на рубеже $50-60$х годов

В $50-60$ годы фундаментальными исследованиями в философии выступали гносеологические, теоретические, логические вопросы и вопросы познания. В решении этих вопросов большую деятельность проявили Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров, П.В. Копнин и их последователи. Ильенков был преподавателем философии в МГУ, который к $1953$ году с выходом «гносеологических тезисов» был снят со своей должности, обвиняясь в гегельянстве. В философских трудах «Диалектика абстрактного и конкретного в Капитале Маркса», «Диалектическая логика: очерки истории и теории» он внес неоспоримый свою лепту в формирование философии, разрабатывая теории материалистической диалектики как логики. Возродившиеся дискуссии в философии $60-80$х годов вышли на новый уровень, касаясь проблем природы идеального, его согласования с индивидуальным и общественным сознанием.

П.В. Копнин внёс свой вклад в разрешение проблемы сознания и самосознания, сопряжения чувственного, рационального и иррационального, семантики и семиотики.

Еще один видный представитель этого периода – М. К. Мамардашвили, который работал в направлении изучения природы человеческого сознания и мышления. Он выявлял характерные черты и условия умственной деятельности философа, наблюдая за процессами в сознании.

Философия науки – новое течение, оформившееся в 60-80 годы в России, изучающее науку в качестве специфической области деятельности человека. В этом направлении работали Кедров, Стеин, Сачков.

Философская антропология

До $60$х годов в советской стране не отводилось место проблеме человека, как особого философского объекта. Человек не рассматривался с точки зрения уникальной формы бытия, не как объект познания, а представлялся лишь в своей «массовидной» форме. Новый подход к данной проблеме позволил развиться антропологии, которая предприняла попытки решить серьёзную проблему, критикуя репрессивные и искусственные цели растворить индивидуальность в обществе, чтобы снять вопрос о человеке и личности с повестки дня, сделав его винтиком в большом государственном механизме. Так называемый «поворот к человеку» представлял собой потребность снять с человека это клеймо. Концептуальные идеи по проблеме человека разрабатывались Б.Т. Григоряном, И.Т. Фроловым, А.Г. Мысливченко.

Официальная приверженность марксистской философии для философов этого поколения все больше стала походить на формальность. Этот процесс начал приобретать новые веяния эпохи.

Дата последнего обновления статьи: 04.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot