Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ханьские философы. Дун Чжуншу, Лю Ань, Сыма Цянь, Ван Чун

Данные мыслители использовали термины, однозначно указывавшие на осознание элитой того времени представления о мире как системе, функционирующей по принципу организма, где универсальным субстратом всего сущего (вань у) служит динамический «эфир» (ци), а управляющим началом – дао (аналог европейского демиурга, творца всего сущего, ответственного за изменения в мире, происходящие в рамках все новых и новых жизненных циклов. Призвание человека состоит в том, чтобы найти свое место в таком ходе вещей с тем, чтобы не выбиваясь из него, достигать максимума успеха в жизни (в первую очередь долголетия), не конфликтуя с природой и обществом.

Замечание 1

Философы ханьского периода, несмотря на понимание мира как системы, имеющей собственные внутренние законы и функционирующей в соответствие с ними, расходились в истолковании сущности этих законов, а также в понимании того, как должен себя вести индивид как элемент описываемой миросистемы – «космоса».

Дун Чжуншу

Дун Чжуншу, наделяемый ключевым значением в деле установления идеологического доминирования «школы служилых» (на европейский манер конфуцианцев) во время правления ханьского императора У-ди в 140-88 гг. до н.э., считал действующие в миросистеме законы объективными. Именно с ним связано финальное оформление «теории космического резонанса» (тянь жэнь гань ин). Она исходит из идеи о необходимости придания ритуально-административной деятельности человека такого же объективного (регламентированного) характера, который присущ действию природных сил (смене четырех сезонов, движению небесных тел, чередованию времен суток). С другой стороны небо-природа, реализуя отрицательную обратную связь, указывает через природные аномалии на ненормальность событий происходящих в ритуально-административной сфере на земле.

Лю Ань

Лю Ань, которому приписывается создание трактата «Хуайнань-цзы», который в действительности создали ученые, которых приглашал для этой цели к себе, выражая согласие с органицистским представлением об универсуме, высказывал идею и самопроизвольности эволюции миросистемы.

«Ханьские философы. Дун Чжуншу, Лю Ань, Сыма Цянь, Ван Чун» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Сыма Цянь

Сыма Цянь, «Исторические записки» которого возникли на несколько десятилетий позже, чем «Хуайнань-цзы», редко расценивался в качестве самостоятельного мыслителя – он (как и многие другие философствующие вне рамок, задаваемых принадлежностью к той или иной философской школе) являлся эклектиком, так как был приверженцем идеи интеграции всего, что было накоплено в философском наследии, под наименованием «учения о дао» (или о «высшем дао»).

У Сыма Цянь не было специальных трудов, в которыфх рассматривались бы какие-либо отдельные философские проблемы, однако все его наследие можно рассматривать как одно историко-философское произведение. В первую очередь, Сыма Цянь интересовался в истории мотивами человеческих поступков и проблемой ответственности индивида перед обществом). Также в его социально-политических воззрениях усматривалос обоснование необходимости и пользы частного предпринимательства.

Ван Чун

Ван Чун, будучи знаменитейшим мыслителем ханьского времени (27 – ок. 97 г. н.э.), написавший трактат «Лунь хэн» («Критические рассуждения»), как признают историки китайской философии, критиковал как конфуцианскую, так и даосскую ветви философской традиции Китая. Основным пунктом осуждения своих предшественников для него было то, что и у тех, и у других отсутствовала стройная система доказательств. Характерной чертой философствования самого Ван Чуна было строгое требование доказанности любого спекулятивного суждения, что значительно отличало его от ряда других мыслителей, которые многие положения рассматривали как самоочевидные.

Но в это же самое время концепция мира как космоса (порядка), которую разрабатывал Ван Чун, в свою очередь, тоже была в известной степени противоречивой. Так, с одной стороны, он утверждал спонтанность, самопроизвольность акта рождения индивида, а с другой, говорил о предопределенности будущего состояния человека в момент его зачатия.

Дата последнего обновления статьи: 28.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot