Душа в индийской философии
В средневековой философии Индии мыслители особое внимание уделяли душе человека. Такое внимание связано с антропологической установкой самой индийской интеллектуальной культуры. Человек здесь – это и обреченное на страдание существо, но и призван к морально-нравственному совершенству, обретению блаженного, трансцендентного бытия.
В целом, индийская культура отличается верой в посмертное переселение душ, в их перевоплощение в новом виде или теле в нашем мире. Ключевыми при этом являются два понятия: сансара, обозначающая круговорот воплощений, и карма, закон, на основании которого это перевоплощение происходит.
Но в средневековой индийской философии вопрос о количестве душ решался неоднозначно.
Так здесь сложилось три основных направления: отрицание наличия души (буддизм, материалистическая школа локаята), плюрализм, признание множественности душ (джайнизм, школы миманса, ньяя, вайшешика, санкхья и йога), монизм, утверждающий, что говорить можно о наличии только одной души (веданта).
Отрицание наличия души
В буддизме одним из основных понятий является «Анатмавада», суть которого является отрицание всякого персонального духовного начала, духовного «я».
В буддизме душа человека не продолжает свое существование. При этом специфически понимается целостность личности человека. Жизнь предстает непрерывным потоком состояний, в котором новое состояние основывается на предыдущем (например, детство – юность – зрелость - старость). Также и после смерти душа не перерождается, но смерть является условием появления нового состояния, по сути, нового рождения. Итогом мы имеем непрерывный поток сознания.
Человек в буддизме – это единство совокупностей: материальной (телесной), нематериальной (ум) и бессознательной (сознание, не обладающее формой).
Школа чарвака локаята стояла на позициях крайнего материализма. Ее представители считали, что сознание человека не обладает идеальной духовной субстанциональностью, а есть порождение тела. Душа – это сознание, которым обладает тело. Сознание, кроме того, порождается и посредством соединения четырех превоэлементов (земля, огонь, воздух, вода). Сознание человека не обладает бессмертием.
Плюрализм
В джайнизме душа («джива») – это бестелесная сущность, имеющая свою активность и направленность в мир, которые выражаются в познании и духовно-мистическом видении. Джайнизм признает множество душ, которые населяют весь мир. Степень одушевленности вещей мира зависит от количества приобретенных духовных качеств и характеристик. Варьирование возможно от одного, как у природных стихий, до пяти (человек, божественная сущность).
Учения о множественности душ школ ньяя и вайшешика во многом схожи. Так ньяя разделяет душу и тело, призывая отказаться от привязанности к последнему. Душа – это субстанция с присущей ей самостоятельностью, сознание – это своего рода побочный продукт души.
Вайшешика доказывает наличие души на основании того, что нельзя ее вывести ни из телесности, ни из природной причинности. Душа поддерживается абсолютной духовностью (Атманом) и познает как мир, так и свои внутренние качества.
Множественность душ выводится из отрицания тождественности я. Душа человека склонна к бесконечному количеству перерождений. Множественность душ – одно из ключевых условий существования мира. Души имеют различия, которые зависят от предыдущих связей с телом.
Монизм
Философская школа средневековой Индии веданта признает наличия души в ее единственности. Такой подход основан на утверждении того, что реально существуют только одна действительность, все остальное иллюзорно. Веданта признает наличие Брахмана в его единственности. Душа есть единый Брахман.
Школа веданта развивает учение о наличии у души человека ряда оболочек:
- материальная телесность,
- жизненная сила,
- астральная телесность,
- три «слоя» души: животная, человеческая и духовная и как итог – атман, дух.
Представители веданты поддерживают присущее всей индийской интеллектуальной культуре учение о карме и перевоплощении душ.