Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Что такое "средневековье" в Индии

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Средневековье в индийской философии

История развития философии в Индии имеет существенные отличия от этапов эволюции европейской философской мысли. Так если для Европы разделение на этапы – античность, средневековье, эпоха Возрождения, Новое временя – существенны, то для индийской мысли нет.

Замечание 1

По большому счету, средневековая индийская философия, начавшись тогда, до сих пор не прекращалась. Многие идеи и концепции, заявленные в средневековой философии, продолжают использоваться и всесторонне развиваться.

Индийская философия не имеет срединного положения, т.к. позади нее не столь объемное богатство древней мысли, а впереди небольшие опыты «мыслить по-европейски».

Определение 1

Средневековая индийская философия – это «схоластика». Она представляла собой написание комментариев на основные тексты традиции мысли. Впоследствии на эти комментарии создавались новые, что в итоге рождало то или иное учение, некую энциклопедию духовного знания.

Идейные источники

Как было уже отмечено, средневековая индийская мысль занималась осмыслением древних философских текстов. Поэтому среди таковых можно выделить ряд ключевых текстов, повлиявших на содержание средневековой мысли.

Ведическая литература – основа индийской философии. Она представляет собой собрание наиболее древних текстов, относящихся к эпохе заселения территории Индии индоевропейцами и повествующих о вопросах религии, об устройстве вселенной и природы, но также и об обществе и экономике. В состав ведийской литературы входят:

  1. Веды.
  2. Ригведа.
  3. Шатапатхабрахмана.
  4. Упанишады.

Кроме того, в средневековый период получают развитие идеи джайнизма По данной теме мы уже выполнили реферат Философия джайнизма подробнее и буддизма.

Основные школы средневековой философии Индии

Исследователи выделяют два типа школ (даршан):

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Неортодоксальные даршаны – джайнизм и буддизм.
  2. Ортодоксальные даршаны – веданта, санкхья, миманса, вайшешика, ньяя и йога.

Основные идеи средневековой философии в Индии

Замечание 2

Одно из ключевых положений индийской философии – это утверждение и мире как некоем духовном единстве, где элементы могут друг в друга переходить, где каждое событие влияет на целостность мира.

Средневековая онтология опирается на космическую эволюция бытия и небытия, их взаимосвязь. Чередование бытия и небытия – это вдох и выдох Бога-Творца Брахмы. Эта эволюция вечна. На смену старому мирозданию приходит новое. Цель этого процесса приближение к духовному совершенству.

Особенностью гносеологии средневековой философии Индии является то, что человек изучает не предмет или явление как таковое, а свое сознание, пережившее или переживающее соприкосновение с ними.

В связи с этим выделяется три вида сознания:

  1. «Пракрити» - это изначальное сознание человека, данное ему от природы при рождении.
  2. «Пуруша» - некая первичная телесность из которой впоследствии появился мир; это чистый дух, чистое Я.
  3. «Майя» - это космическая иллюзорная сила, способная порождать нечто новое, относительно же сознания человека, эта категория отражает неведение истины в ее абсолютности или пребывание в своего рода сне.

Понимание человека в средневековой индийской философии раскрывается через следующие категории: душа, сансара, мокша и карма.

В индийской философии этого периода душа понимается как единство двух элементов: манаса и атмана. Атман – это частица Брахмы в человеке, он вечен и неизменен. Манаса же представляет собой земную душу человека, которая подвержена изменению, может стремиться как к благу, так и к злу.

Человеческая душа вечна. Она подвержена процессу перевоплощения, круговороту сансары. «Колесо сансары» ограничивает карма, предопределенность души человека, которая предназначена для того, чтобы провести человеческую душу сквозь страдания перевоплощения к обретению наивысшей степени нравственного состояния (мокша).

Понятие «мокша» выражает высший уровень совершенства, на котором происходит выход из круговорота сансары, выходит из бесконечного процесса воплощения в мир. Достижение мокши – это высшая цель земной жизни каждого человека.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис