Метафизика – это раздел философии, а также метод философствования, в центре внимания, которого лежат размышления о сущности бытия, мира, его природе, свойствах и первоначалах.
Основные вопросы метафизики Нового времени
Традиционной для всей метафизической философии является онтологическая проблематика в которой центральное место занимает вопрос о субстанции. Под субстанцией в метафизике понимается первоначало мира, главная его детерминанта которая обладает двумя важными свойствами:
- самозарождения - субстанция появляется сама по себе и не имеет творца;
- автономности – субстанция не нуждается ни в чем для своего существования, она не имеет внешней среды.
Проблема субстанции решалась философами еще со времен античности. Первые представления о ней выстраивались в рамках натурфилософских теорий, в которых субстанция ассоциировалась с различными стихиями, позже Демокрит выработал материалистическое понимание субстанции, а Платон – идеалистическое. В Средние века вопрос о субстанции был решен – в качестве таковой безоговорочно утверждался бог, который с одной стороны является создателем мира, а с другой не нуждается в чем-либо для своего существования и был всегда. Однако секуляризация культуры, с одной стороны, и социальный прогресс с другой, который полностью противоречил религиозных представлениям о мире как продукте божественного происхождения, привели к кризису в понимании субстанции в Новое время и необходимости ее пересмотра.
Более того ряд философов вообще обрушились с критикой на само понятие субстанции как спекулятивное и не отвечающее действительности. Это было связано в том числе с тем, что хотя вопрос субстанции оставался значимым он уступал пальму первенства гносеологической проблематике и вопросу о путях познания.
Философия эпохи Возрождения утвердила ценности антропоцентризма и гуманизма. Человек перестал быть творением и стал венцом природы, творцом, исследователем, который способен сам, силой одного лишь собственного разума, постичь все тайны окружающего мира и поставить их себе на службу. Бурное развитие науки и внедрение ее достижений в хозяйственную жизнь подтверждали эти лозунги. Вместе с тем наука, только начавшая свой путь, нуждалась в надежной и обоснованной методологической базе, общепринятом основании на котором бы строились исследования и теории. Задача создания такого основания ложилась на философию. В качестве ответа на нее складываются две альтернативные системы – рационалистическая и эмпирическая.
Рационалистические системы
К числу философов рационалистов относят:
- Р. Декарта,
- Б. Спинозу,
- Г. Лейбница.
Рационалисты отдавали главенствующую роль в процессе познанию разуму, одновременно умаляя значение чувственного познания настолько, насколько это было возможно. Их гносеологические концепции органическим образом вытекают из онтологических, центральными в которых являлся вопрос о субстанции, который решался у каждого из философов по-своему.
Р. Декарт придерживался дуалистического взгляда. Он полагал что существуют две независимых субстанции – материя и дух. При этом материя задает протяженность, мир тел, которые взаимодействуют между собой по закономерностям механики, а сами тела и видимый мир не более чем сложный механизм. Подлинная активность и существование доступны лишь духу, главным свойством которого выступает мышление, а способом существования разум. Потому все сведения, получаемые от органов чувств ненадёжны поскольку касаются лишь материального мира и не отражают сущности явлений, получит истинное знание способен лишь разум. При этом Декарт подчеркивал значение врожденных идей, истинных знаний о мире имеющих всеобщее значение и доступных каждому человеку.
Б. Спиноза создавал монистическую концепцию. Материя и дух, протяженность и мышление в его философии не противостоят, а объединяются друг с другом. Бог выступает одновременно и создателем природы, и самой природой, в которой он воплощен и от которой он не отделим. Единство бытия снижает в гносеологии Спинозы градус противоречий между рациональным и чувственным, однако, как и другие рационалисты он отдает предпочтение разуму, как более точному инструменты для исследования мира.
Г. Лейбниц выстраивает плюралистическое понимание бытия. Он выделяет два мира – существующий и феноменальный. Существующий мир представлен бесконечным множеством монад, каждая из которых – субстанция, абсолютно независимая от других себе подобных. Однако несмотря на отсутствие взаимодействия все монады совершенствуются гармонично и согласованно, в том направлении, которое было указано им богом – наиболее совершенной монадой. Феноменальный мир представлен чувственными образами, которые возникают в разуме человека, пытающегося воспринять мир монад. Таким образом чувственное познание не способно раскрыть сущности действительности на это способен лишь разум, который сам является монадой.
Эмпирические системы
В противовес рационализму развивался эмпиризм, прежде всего в трудах английских философов – Ф. Бекона, Дж. Локка, Т. Гоббса. Вопрос о субстанции в их работах решается просто и однозначно – единственной существующей субстанцией они признают материю, которая состоит из бесчисленного множества бесконечно малых тел – атомов. Атомы соединяются в более крупные тела, которые имеют измеряемые параметры – массу и размеры. Отношения между телами, есть единственно подлинные и существующие в реальности отношения, которые могут быть описаны с помощью математической и механистической модели.
По этой причине чувственное познание является первичным источником всякого знания, никого знания не данного человеку в ощущениях с точки зрения эмпиристов быть не может. Однако чувственное познание субъективно, поэтому важны не сами образы, а единицы опыта. Опыт формируется в процессе сопоставления чувственных образов с уже имеющимися знаниями у личности, а также их рационального анализа и синтеза. Важными методами познавательного процесса становятся экспериментальные исследования, которые позволяют воспроизводить одно и тоже явление бесконечное число раз, максимально объективно.