Сознание – это высшая форма психического отражения действительности.
Обыденное и научное представление о сознании
Сознание представляет собой многозначное понятие, которое по-разному определяется и понимается в философии, психологии и обыденной жизни. И хотя содержание сознания в этих трех областях оказываются качественно различными по содержанию, на практике они достаточно часто перемешиваются, что влечет за собой различные казусы. Например, когда научные факты о сознании начинают интерпретироваться с точки зрения его философского или обыденного понимания.
С обыденной точки зрения под сознание понимается вся осознаваемая часть психики, т.е. весь тот пласт внутренней психической жизни, который доступен «Я» личности для непосредственного наблюдения и ассоциируется с ним. В действительности на обыденном уровне происходит смешение представлений о сознании и самосознании.
Самосознание, как наивысшая и специфически человеческая форма сознания, обладает таким специфическим свойством как самоидентификация, т.е. именно благодаря самосознанию человек осознает себя как личность, у него формируется образ Я, его прошлый опыт оформляется в качестве воспоминаний и формирует некую жизненную историю, что позволяет не только соотносить настоящие условия с прошлым, но и выстраивать прогнозы относительно настоящего, создавать идеалы и мечты.
Сознание как форма отражения внешнего и внутреннего мира, с точки зрения психологической науки непосредственно практически не переживается человеком, в процессе рефлексии оно плотно сливается с самосознание и практически не отделимо от него, хотя личность может фиксировать изменения своего сознания при наступлении его измененных состояний, таких как смутные состояния сознания (оглушение, помрачнение, потеря), алкогольное и наркотическое опьянение, аффект, расширение сознания при использовании медитативных и трансовых практик.
Кроме того, в онтогенезе появление сознания опережает появление самосознания. Самосознания складывается у ребенка к возрасту от 2 до 3,5 лет, что может быть отмечено по таким признакам как:
- узнавание себя в зеркале,
- узнавание себя на фотографиях,
- использование местоимения «Я», вместо обозначения себя в третьем лице («Петя хочет кушать»),
- складывание первых воспоминаний.
В тоже время, целостное сознание возникает уже в 7-8 месячном возрасте и окончательно складывается к первому году жизни. При этом несмотря на целостный характер отражения окружающего мира, ребенок еще не вычленяет себя из него как самостоятельную единицу – субъект деятельности и источник активности, а также не локализует свои аффективные переживания, ощущения и потребности внутри своего тела. Отсутствие самосознания является одной из причин того, что воспоминания о данном возрасте не складываются, а «ранние» воспоминания многих людей (о возрасте раньше двух лет) являются индуцированными, т.е. возникшими на основании родственников об их поведении в раннем детстве.
Следует отметить, что если самосознание рассматривается как специфически человеческая форма психической организации, то сознание свойственно также высшим животным, что позволяет им улавливать сложные взаимосвязи между объектами окружающего мира и решать составные задачи, требующие достижения промежуточного результата (например, соединить две трубки между собой, чтобы получить инструмент нужной длинны и дотянуться до лакомства).
Понятие сознания в философии
Развитие представлений о сознании можно косвенно рассматривать начиная с периода античности. Косвенно в силу того, что в данный период непосредственно о сознании философы не рассуждали используя для описания психики человека такие термины как душа, дух, идея.
Так Платон рассматривал человеческую душу как идею, которая по каким-то причинам была помещена в материальное тело. При этом представление о душе выходило далеко за пределы о нематериальной части человеческой сущности, идея понималась гораздо глобальней, как субстанция, т.е. истинная реальность и первооснова мира. Именно по этой причине душа рассматривалась как бессмертная, ведь субстанция вечна и неизменна, она не может исчезнуть.
Дальнейшее развитие представлений о душе и сознании в философии происходили в данном ключе, несмотря на все многообразие их форм. Так, например, Демокрит, придерживавшийся материалистических взглядов понимал человеческую душу как скопление особого рода атомов. Демокрит утверждал смертность души конкретного человека, как распад определенной структуры, сложившийся из ее атомов в теле конкретного человека, однако сами атомы духа не только обладали субстанциональными свойствами, но и пронизывали всю природу, придавая свойство жизни ее многочисленным проявлениям.
Аристотель занимал синтетическую позицию полагая, что душа имеет сложное строение и часть ее, та что привязана к воспоминаниям, чувствам и желаниям отдельного человека смертна, но высшая часть души – абстрактное мышление, является отражение вселенского разума, а потому субстанциональна и бессмертна.
Учение о бессмертии души продолжило развиваться и в средневековье. Высшая субстанция, определяющая облик и содержание реальности стала ассоциироваться с богом. Человеческая душа в свою очередь получила от него те же субстанциональные качества, более того сформировалось дуалистическое понимание человека, разделенного на низменное, материальное и временное, т.е. тело и высшее, идеальное и вечное – душу. Душа человека также продолжила рассматриваться во внеличностном контексте, как метафизическое, общефилософское понятие.
В Новое время на смену термину душа пришло собственно сознание. Сознание олицетворяло собой всю сферу психической жизни личности – ощущение, память и мышление, но не ограничивалось ими, а также имело субстанциональную основу. Для Декарта сознание – это проявление субстанции духа, в концепции Лейбница – сознание одна из субстанций-монад и т.д. Именно как субстанция сознание рассматривается и в современных философских учениях.
Диалектика сознания и бытия
В классической и постклассической философии дуализм души и тела перерос в проблему диалектики сознания и бытия, их соотношения, взаимного положения и причинно-следственных отношений. Было сформировано два основных подхода к решению этой проблемы:
- идеалистический,
- материалистический.
Представители идеалистического подхода отстаивают существование сознания как самостоятельной субстанции, а также его первичность, либо равноправность по отношению к материи. Так у Канта сознание и материя существуют параллельно и независимо друг от друга, из чего делает вывод о том, что мир вещей, в принципе не познаваем для сознания, и потому тот образ мира, который выстраивает человек, всецело зависит от его сознания в первую очередь. В рамках концепций субъективного идеализма постулируется иллюзорность материального мира как таковая, утверждается реальность лишь человеческого сознания.
Материалистические учения, в частности марксизм, исходят из положения о том, что реальность есть материя. Материя может принимать различные формы, ей присуще движение и развитие, в ходе которого может возникать нематериальный продукт, как результат материальных функций. С этой позиции рассматривается и сознание – как продукт функционирования высоко организованной материи, который эволюционировал вместе с материей в ходе общественно-исторического развития.