Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Современная западная философия

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Современная философия / Современная западная философия

Постмодернизм и его представители

Замечание 1

Постмодернизм представляет собой современную мировоззренческую установку, связанную с поливариантным восприятием мира и проблемой самоидентификации культуры. Это направление встречается во многих сферах современной жизни - искусстве, науке, экономике, политике, литературе, психологии и т.д.

К постмодерну относят многих философов, среди них:

  • М. Фуко;
  • Ж. Деррида;
  • Р. Барт;
  • Ж. Лакан;
  • Ж. Делез и др.

Одним из представителей современной философии является Морис Мерло-Понти (1908-1961). Он создал свою версию философии экзистенции, в которой он пытался преодолеть противопоставление свободы и необходимости, объективного и субъективного. Во многом он основывался на этнографических наблюдениях и трудах, доказывавших, что то, что в западной цивилизации принято считать универсальным и абсолютным, в других культурах таковым не является. Философия Мерло-Понти группируется вокруг проблемы восприятия и описания пережитого опыта, она идет от анализа восприятия к анализу видения мира и идеи «плоти», которая снимает противоречие между субъектом и объектом, что восстанавливает, по мнению философа, онтологический статус воспринимаемого мира.

Готовые работы на аналогичную тему

Познающий субъект вписан в исторический, социальный, культурный и даже биологический контекст. Для осознания себя и постижения смысла своего существования необходимо столкновение своего опыта с опытом других. Мир в таком случае понимается как синоним взаимопроникновения, явление «междумира», который связывает Я и других людей, человеческое сознание и природу. Философия Мерло-Понти предстает как философия интерсубъективного опыта человека.

К проблеме выхода за границы допустимого обратился Жорж Батай. Он считал, что границы отнюдь не жестко заданы, они не определены человеческой культурой, ни психологией. Они внутри человека, связаны с его внутренней неопределенностью, двусмысленностью и противоречивостью. Как культура задает границы, она также может их изменять, задавая саму возможность их нарушения.

Мишель Фуко По данной теме мы уже выполнили реферат "Археология знания" Мишель Фуко подробнее стремится исследовать различные способы самовыражения человека при помощи его воображения, сновидений и т.п. Одна из его работ носит название «История безумия в новое время», в которой он исследует историю «мутаций» идей. С его точки зрения, в культуре любого исторического периода присутствует система смыслов, особо значимых для периода, но находящихся в оппозиции друг к другу. В Новое время такими смыслами являлись безумие и рациональность. В другой работе «Археология знания» Фуко исследует основные методы, границы и историю идей.

Манифестом постмодерна называюют работу Ж. Делеза и Ф. Гваттари «Что такое философия». Современное общество они характеризуют как «шизофреническое», т.е. неопределенное и многофакторное. Главной действующей в нем силой является желание. Оно разверстывается как воля к власти, она устанавливает отношения в обществе. Само по себе желание противоречиво, оно может выступать как реактивная сила, вызывая чувство вины.

Ричард Рорти - американская аналитическая философия

Ричарда Рорти относят к американской аналитической философии, но учитывая эволюцию его взглядов чаще всего его обозначают как одного из представителей современного постмодерна. В последней чертверти XX века Рорти воплотил в себе новый облик современной философии. Он стремился сделать свои взгляды общедоступными, его мысли отличались своеобразием, но вряд ли ему можно приписать авторство оригинальных философских решений.

Одной из первых проблем, кторых он коснулся, стала проблема соотношения «ментального и физического». Он полагал, что разделение не может произойти на опыте, следовательно, необходимо находить решение в языке. «Ментальное» описывалось им при помощи терминов нейрофизиологии через нейроны и возбуждение коры головного мозга. По мнению философа, «ощущений» не существует, таким образом, он движется в сторону физикализма.

Свою линию философии в монографии «Философия и зеркало природы По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Философия и природа подробнее » Рорти определяет как прагматизм. Он утверждает, что человек в процессе своего исторического развития, не придумывает новые решения проблем,а пересматривает свой собственый взгляд на эти проблемы. Таким образом наука не является единственным источником знания, в этом Рорти стоит на позициях отрицания позитивизма. Рорти высказывается против разделения наук на гуманитарные и естественные, а также ратует за пересмотр представлений о философии как главного арбитра для решения любых научных споров и противоречий внутри культуры. Рорти считает, что философия не располагает такими критериями, которые позволяли бы ей отделять оправданные верования от неоправданных, т.е. истинное знание от неистинного.

Дэниел Деннет и когнитивная философия

Деннет является представителем американской философии, значительную часть своих исследований он посвятил проблеме сознания и психики в целом. В теорию психики он включал функционалистский компонент иучение о данных интроспекции. Первую часть он называл теорией контента, вторую - теорией сознания. Характерным свойством психического Деннет называет «интенциональность», т.е. нацеленность на смысл или предмет. Эта нацеленность выражается в таких словесных формах, как «хочет», «желает», «убежден» и т.д. Деннет является сторонником когнитивной науки, полагает, что наука о сознании длжна базирваться на объективных эмпирических данных.

Метод исследования сознания, предложенный Деннетом, заключается в наблюдении за субъективными переживаниями с точки зрения третьего лица при помощи использования словесных нарративов (рассказов). Он отрицает существование внутреннего «Я», считая его созданием некритического подхода к нарративам. По его мнению, сознание представлено множеством информационных потоков, которые конкурируют за то, чтобы первым дойти до мозга и захватить контроль над поведением человека.

Деннет также занимается критикой религии. Одно из ключевых разработанных им понятий звучит как «вера в веру»и заключается в том, что «когда трудно верить в Х, намноо легче верить в то, что ты обязан верить в Х». Он заметил, что многовековая вера привеа к ее вырождению, теперь не столько верят в бога, сколько в саму религию как совокупность ритуалов и догм. Люди давно перестали анализировать то, что слышат, переложив обязанность по пониманию религии на плечи священников. Деннет уверен, что религиозное мировоззрение ждет неизбежный крах.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис