Познание – это направленная деятельность человека, которая ставит своей целью раскрытие существенных свойств объектов окружающего и внутреннего мира.
Проблема социокультурной детерминации
С момента научного становления естествознания, выделения Декартом субъекта и объекта познания, а вместе с ними субъективной и объективной стороны получаемого знания, был сформирован идеал объективной науки. Этот идеал находил свое выражении в стремление науки к обретению объективной истины – т.е. таких знаний которые полностью соответствовали бы свойствам и особенностям исследуемых объектов и не несли бы в себе отпечатка самого исследователя, его личности.
В философии сформировалась позитивистская концепция, которая поставила своей целью демаркацию науки и философии, ее очищение от субъективного и метафизического знания. Эталоном объективного знания стало то, которое опирается непосредственно на экспериментальные факты и выводится из этих фактов. Однако по мере развития гуманитарных наук стало очевидно, что данный подход не является универсальным, а также полным. В противовес объективистской концепции развивается гуманитарный и аксиологический, ценностный подход к знанию, в котором значительная роль отводится влиянию социокультурных факторов.
Формы социокультурной обусловленности знания
Философское осмысление и исследование проблемы социокультурного детерминизма привели к пониманию того, что несмотря на все методологические и нормативные требования объективной науки, она всегда была подвержена влиянию социальных и культурных факторов. Это влияние присутствует в двух формах:
- внешней,
- имманентной.
Внешняя социальность выражена в самой структуре организации и осуществления познавательной деятельности. Познание осуществляется в рамках науки, а наука в свою очередь предполагает не только наличие методологии и стандартов познания, а также совокупность результатов своей деятельности, но и социальный институт. Научная и познавательная деятельность осуществляется группами людей, эти люди взаимодействуют между собой, обмениваются информацией и идеями, вырабатывают определенные нормы и правила осуществления как процесса познания, так процессов его презентации, аргументации и критики, что безусловно оказывает непосредственное влияние на само знание как конечный продукт.
Имманентная социальность – это неотъемлемое, врожденное свойство науки. Оно состоит в том, что процесс познания и наука, возникли не в абстрактном пространстве, а из мотивов и побуждений людей, социума, т.е. в самом основании науки заложен социальный интерес, который она реализует.
Именно социальный интерес и потребности общества формируют запрос на проведение научных исследований и оказывают значительное влияние на активность научного поиска в различных областях разветвленного дерева науки.
Таким образом, социокультурная обусловленность познания есть его неотъемлемое свойство, которое достаточно долгое время не принималось в расчет, однако было осознано и признано благодаря развитию гуманитарных наук и концепций. Однако ни объективистский, ни гуманитарно-аксиологический подходы не являются полноценными сами по себе, перед наукой и философией лежит задача их интеграции и формирование нового единого похода, способного адекватно соответствовать двойственной природе знания - объективной и социально обусловленной.
Влияние социокультурных факторов на развитие науки
Сам процесс формирование науки как особой, целенаправленной и структурированной формы познания, находился под значительным влияние социокультурных детерминант. Традиционной является точка зрения, что научное знание постепенно выделялось из философии на протяжении развития общества. Вместе с тем, хотя в настоящее время широко известны достаточно глубокие познания мудрецов древнего Египта и Вавилонии, Китая и Индии в области математики, геометрии, астрономии, логики, наука в собственном смысле этого слова смогла сформироваться лишь в древней Греции. Данный феномен оказался детерминирован целым рядом факторов непосредственно социокультурного свойства:
- свободное распространение научных и философских идей между гражданами,
- создание культуры и практики доказательной аргументации истины,
- десакрализация научного знания.
В большинстве древних культур знания оставались достоянием узкой прослойки мудрецов, жреческого сословия и передавались в ее рамках по принципу преемственности. При этом в качестве источника знаний использовался авторитет учителя, т.е. знания подавались в готовом виде и заучивались, при этом механизм их открытия и обоснования не раскрывался перед учениками, даже для тех знаний, которые нельзя было вывести из непосредственных наблюдений за природой. Знание таким образом не приобретало самостоятельного статуса, а оставалось частью религиозной или практической, ремесленной культуры, что не позволяло ему развиваться за границы насущной потребности его носителя.
В культуре Древней Греции напротив, демократические порядки требовали, как от политиков, так и от философов убедительной аргументации собственной позиции. Именно требование выстраивания строгих аргументов не только способствовало развитию логики, но также превращало знания в самостоятельный объект исследования оторванный от практических нужд, и подключало к этому процессу множество людей, способных аргументированно излагать свои позиции.
В тоже время хотя математика сформировалась в качестве науки в античности, дальнейшее развитие наук было остановлено действием социокультурных факторов, таких как жесткое разделение мира природы, и мира чисел в сознании греков и их духовных наследников, а потому принципы, открытые в математике не могли быть перенесены на естествознание, и способствовать его становлению в качестве науки. Данный перенос был осуществлен лишь в Новое время, с которого берет свой отсчет развитие современной науки.