Что такое символ?
Символ с древнегреческого переводится как сигнал, знак, примета, признак, залог, эмблема, пароль. Вследствие такой разнообразной интерпретации символ имеет множество качеств и параметров.
- Символ является синонимом понятия «знак»;
- Знак являет субстанцию, предметное значение которой открывается лишь в контексте вечной интерпретации этого знака.
Таким образом, символ – это знак, который связан с обозначенной им предметностью таким образом, что: предмет не дается никак иначе, чем при помощи этого символа-знака; символ-знак не выражает иную предметность, хотя он является самотождественным; символ-знак – это не только средство указания на предмет, но и непосредственно смысл предмета.
Отличия символа от других категорий
Символ отличается практически от всех, казалось бы, схожих понятий и философских категорий. От образа символ отличается тем, что он является «слугой» своего предмета и требует глубокого толкования и проникновения, а не поверхностного переживания. В искусстве, художественная образность довольно часто обретает символические нотки, в то время как символ первично неразрывно связан с предметом. Символ отличается и от понятия, которое обозначает однозначность как преимущество, в то время как символ является динамичным и многозначным, способным к интерпретации.
Так как символ находится между образом и понятием, он одновременно передает многозначность денотата и однозначность образа, использует понятийные средства.
От эмблемы символ отличается, но не является иносказанием: смысл символа не имеет обыкновенного существования, к которому прикрепляется интерпретирующее сознание.
Понятие «символа» прослеживается в работах западного мыслителя $XX$ века М. Элиаде. В частности, он рассматривает символ как один из основных «аспектов мифа» в одноименной работе.
Символ в контексте философской традиции Запада
Западная философская традиция $20$ века имеет несколько моделей интерпретации понятия «символа». Возникшая на тле развития неокантианства «Философия символических форм» (Кассиер) интерпретация символа трансформирует его в универсальный способ объяснения духовной реальности. К. Юнг и его «глубинная психология», как основные последователи традиции психоанализа и открытого феномена символического, переходит к легитимизации символа и сознательного включения данного понятия и архетипов в процессы самопостроения и самовыражения души. Философия языка раскрывает потенциал символа, который позволяет обыкновенной речи играть роль миросозидающего элемента.
Важно помнить, что аналитическая традиция склоняется к обезвреживанию мифологии языка, в то время как фундаментальная онтология и герменевтика пробуют сделать язык свободным от научной цензуры и позволить символам быть самостоятельными и самодостаточными, как средства познания мира.
Представители онтологии, в частности М. Хайдеггер, пытались реформировать, но и реставрировать роль символа в духе досократиков. Л. Витгенштайн, со всем его пафосом и ясностью сходится в потребности наличия и использования символического обозначения. Структуралисты, в частности Леви-строс, исследуют механизмы, посредством которых функционируют символы в первобытном обществе, которое является бессознательным.