Сергей Леонидович Рубинштейн ($1889$ – $1960$) – советский философ, психолог, член-корреспондент Академии наук СССР, лауреат Сталинской премии, основатель кафедры психологии в МГУ и первой в стране организации психологов при поддержке Академии наук СССР.
Основополагающие труды
- «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса»
- «Основы психологии»
- «Принцип творческой самодеятельности»
- «Человек и мир»
Биография
Рубинштейн воспитывался в интеллигентной еврейской семье. С золотой медалью окончил Ришельевскую гимназию. Университетское образование получил в Германии, сначала во Фрайбургском университете, затем в Марбургском, на факультете философии, учился у неокантианцев Г. Когена и П. Наторпа. Писал и защищал докторскую диссертацию «К проблеме метода».
В $1919$ году Рубинштейн получил место приват-доцента на кафедре философии в Новороссийском университете. К $1921$ году Рубинштейн был избран на должность профессора кафедры психологии. Одновременно с этим Сергей Леонидович руководил Одесской научной библиотекой и вносил большой вклад в развитие библиотечного дела в стране.
Этот жизненны этап является самым успешным в профессиональной карьере Рубинштейна, это «период его становления как психолога». Начало психологической деятельности.
После приглашения Басова М.Я в $1930$ Рубинштейн переезжает в Ленинград и получает кафедру психологии университете им. Герцена. Так же возглавил кафедру педагогической психологии в Государственном университете научной педагогики.
Научные исследования в психологии
С переезда в Ленинград научные исследования Сергея Леонидовича в сфере психологии начали интенсивно развиваться. В этот момент он закладывает основу для крупной научной философско-психологической школы.
В его научные интересы вошли
- методология и теория общей психологии,
- психология эмоций
- психология темперамента
- психология способностей
Учению Рубинштенйна принадлежит идея о «деятельностном подходе в психологии», центральным принципом которой стало единство сознания и деятельности.
К $1930$ году Рубинштейн окончательно формулирует ядро данного принципа, в котором говорилось, что человек и его психика образуются с помощью деятельности поначалу практической. В программу психологии вошли философия марксизма, новые методологические принципы психологической науки, детерминизм.
Культурный детерминизм психической деятельности человека заключается в том, что формы чувствительности людей определены продуктами культуры, они есть результат культурно-исторического развития. Человеческое сознание обосабливается объективным содержанием культуры, но и субъект участвует в создании культуры, таким образом, субъект культуры соотносится с миром, преобразует его, и при этом формируется сам.
Отношение к идеализму и материализму
Рубинштейн подошёл к идеализму философов, повлиявших на его мировоззрение, критически, особенно к положениям, что «бытие не существует, а полагается мыслью», мысль же «сама порождает все своё содержание», в том числе и содержание бытия, по Когену.
К материализму Рубинштейн относится таким же образом, поскольку он оказывает на научное знание «опустошительным» способом, который не может объяснить феномен сознания.
Рубинштейн особое внимание уделял процессам, которые происходили в области бытия и сознания, и их взаимовлиянию друг на друга. Можно говорить, что Рубинштейн хотел разработать «третий путь» в философии, который бы смог избежать крайности материализма и идеализма.
Бытийный мир был гораздо более обширным и многообразным для Рубинштейна, чем материальный, вещный. Рубинштейн утверждал, что бытие не сводится к объекту, так как содержит в себе и субъективные элементы, а бытие субъекта является изменчивым и находится в зависимости от человеческого творчества и деятельности.
Рубинштейн интересуется «миром человека, который понимается им в качестве ценностно-смысловым измерением, т.е. культура уже является не только целью, но и как контекст человека и его бытия, сознания