Зарождение русского космизма
Космизм – это мировоззрение «широкой души» отвлекшейся от рассмотрения насущных проблем общества, государства, нации в пользу вещей более глобальных – исторических путей развития человечества, его миссии и цели существования, роли человека во Вселенной и его соотношения с божественными сущностями.
Русский космизм зародился в конце девятнадцатого века. Его отличительными чертами стала глубокая интеграция христианских идеалов, с верой в торжество науки и разума, а также элементами народной культуры и традиционного языческого мировоззрения. При этом мировоззренческие идеалы русского космизма выстраивались в условиях полемики с западной философией, образом жизни, путем цивилизационного развития и ценностями.
Одним из основателей русского космизма выступает Н.Н. Федоров – выдающийся мыслитель и философ ставший учителем для многих космистов – Циолковского, Соловьева, Бердяева, Вернадского и многих других. Главные положения своей концепции Федоров изложил в фундаментальном труде «Философия общего дела».
Его основными идеями выступают:
- учение о троице, как основе этического единения человечества;
- учение о воскрешении;
- учение о космической эволюции человека.
Эволюция человечества, по мнению Федорова, должна осуществляться средствами познания. Каждый человек должен стать как познающим, так и познаваемым, исследовать мир и самого себя, овладеть и подчинить своей воле все стихии, превратить их из слепой силы разрушения в разумное созидательное начало. Однако в отличии от западных идеалов объективного знания и технократического развития, Федоров полагал, что главное развитие должно происходить внутри человека, в области его психобиологической регуляции, эволюции как тела, так и разума, духа.
Человечество ожидает через чудесных преобразований, в которых оно сможет достичь небывалых высот совершенства и автономии, например, научиться автотрофному способу питания, как у растений, способных синтезировать все необходимые вещества из воздуха, воды, солнечного света и микроэлементов. При этом не менее важной перспективной является выход человечества в космос, освоение иных планет и миров, превращение Земли в планетолет, который сойдет с орбиты планеты и начнет прокладывать свой, самостоятельный курс в космическом пространстве.
Параллельно с психобиологической эволюцией человека, должно произойти и его нравственно-духовное преобразование. Человечество должно обратиться к христианским идеалам нравственности и воплотить их в жизнь, стать единым братством. При этом Федоров своеобразно трактовал миф о судном дне, рассматривая его не как божественную кару, а как назидание, поскольку доброе божество не может в серьез планировать уничтожение человечества.
При этом положение о воскрешении мертвых Федоров понимал буквально. Но не бог воскресит отцов, а само сыновье человечество благодаря передовым научным достижениям вернет к жизни всех его отцов и в своем космическом путешествии заселит людьми все планеты вселенной, которая по сути являет собой храм божий.
Направления русского космизма
Русский космизм представляет собой довольно обширное и разнообразное явление в котором одновременно уживалось и сосуществовало множество разнообразных направлений:
- естественнонаучное (Циолковский, Чижевский, Вернадский);
- религиозно-философское (Бердяев, Соловьев, Булгаков);
- художественно-поэтическое (Одоевский, Морозов);
- эзотерическое (Рерихи);
- ноосферное (Шипов, Акипов, Казначеев).
Одним из видных представителей естественнонаучного направления был В.И. Вернадский, разработавший на основе геологических исследований и философской концепции Федорова теорию ноосферы.
В отличие от западных исследователей Вернадский понимал ноосферу сугубо научно-материалистически, как реальную оболочку Земли, объединяющую в себе все иные ее оболочки за счет мощного преобразующего и направляющего воздействия человека. Вернадский расценивал человеческую деятельность как центральный фактор геологического преобразования планеты, следы активности человека отмечаются во всех оболочках и средах – будь то биосфера, мировой океан, атмосфера или сама поверхность планеты.
При этом человечество на современном этапе выступает слепой стихийной силой, которая воздействует на Землю и ее развитие непродуманно, исходя из собственных потребностей, не рассчитывая последствия таких преобразований. По мнению Вернадского для полного установления ноосферы, человечество должно пересмотреть свое отношение к природе – не отделяться от нее с помощью техники, а наоборот выстроить гармонические отношения, приняв на себя ответственность за геологическую эволюцию Земли, грамотно и разумно распоряжаться ее ресурсами.
Философия Шопенгауэра
В философии Шопенгауэра можно выделить два основных момента – это учение о мировой воле и о вселенском пессимизме. Учение о воле является основополагающим для понимания всех философских идей мыслителя.
Шопенгауэр критикует и противостоит философам-классикам в том, что сущностью человека является не рациональность, не интеллект, а одна лишь воля. Воля для него — это не переживание момента выбора, а субстанция, вечная, не уничтожимая, существующая объективно и независимо от каких-либо причин и условий.
Весь материальный мир есть объективация идеальной мировой воли. Мир подчинен причинно-следственных законам в своем материальном воплощении воля ограничена, что побуждает ее к постоянному движению и преобразованию. Однако существует и иной, трансцендентный мир в котором воля существует совершенно свободна, однако он недоступен для человека.
Человек, человеческое тело - это тоже воплощение воли, а сама личность в своих поступках и желаниях полностью подчинена ей. Источник желаний, стремлений Шопенгауэр видит в одних лишь страданиях. Здесь проявляется его вселенский пессимизм. Жизнь – это не радостной существование, не гедонистическое пребывание в удовольствиях. Каждое желание, каждое стремление, удовольствие имеет перед собой цель – бегство от противоположного, т.е. от страдания. А значит каждому удовольствию предшествует страдание, оно и порождает эти желания в человеке. Более того наслаждения сами по себе не лишены привкуса страданий и разрушают сами себя, в то время как присутствие страдания в жизни человека постоянно и размеренно.