Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Лидерство и власть - их связь и противоречие

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Лидерство и власть - их связь и противоречие
Лидерство и власть - их связь и противоречие
Определение 1

Лидерство – это процесс социального воздействия, благодаря которому лидер может получить поддержку со стороны других членов сообщества, чтобы достичь поставленной цели.

Определение 2

Власть – это возможность навязывать волю другим людям, даже если они оказывают сопротивление. Смысл власти не зависит от того, на чем именно такая возможность базируется.

Традиционные концепции лидерства

Теория лидерских качеств – наиболее ранний подход в изучении и объяснении лидерства. Первые исследования стремились к выявлению тех качеств, которые были характерны для великих исторических личностей, отличая их от всей массы. Исследователи верили, что у лидеров есть какой-то уникальный набор устойчивых и не изменяющихся во времени качеств, которые и отличали их от не лидеров.

Готовые работы на аналогичную тему

Основываясь на данном подходе, ученые стремились к определению лидерских качеств, их измерению и использованию для выявления лидеров. Данный подход был основан на вере в то, что лидером можно только родиться.

Было выделено пять качеств, преимущественно характеризующих лидера:

  • ум и интеллектуальные способности;
  • господство и преобладание над другими;
  • уверенность в своих силах;
  • активность и энергичность;
  • знание дела.

Но эти качества не могли объяснить появление лидера. Многие люди, обладающие этими качествами, так и остались последователями.

Физиологические качества, которые могут оказывать влияние на восприятие человека, как лидера, это вес, рост, сложение, внешний вид и представительность, энергичные движения и состояние здоровья. Психологические качества проявляются в характере человека. Они могут быть и наследственными, и воспитанными. Изучение их связи с лидерством вызвало появление достаточно длинного списка этих качеств. Но большинство их них не было подтверждено практикой связи с лидерством.

Замечание 1

Безусловно, уровень интеллекта у лидеров значительно выше, по сравнению с не лидерами. Это связано с тем, что успех человека, как лидера зависит от его умения решать возникающие проблемы и принимать ответственные решения.

Второй подход – концепция лидерского поведения. Данная концепция предполагала, что лидера можно подготовить по специально разработанной программе. Направление исследований сместилось с поиска ответа на вопрос, кто же является лидером, на вопрос о том, что и как лидеры делают.

На сегодняшний день среди концепций поведенческих стилей лидера наибольшую популярность получила модель управленческой сетки, которая наглядно демонстрировала, что есть лишь один верный стиль лидерства. Переменные управленческой сетки несут характер расположения и взгляда, которые и предопределяют последующее поведение, то есть, оба интереса связывают и с человеческим сознанием, и с действиями человека, а не только с чем-то одним.

Основываясь на всем сказанном, можно сделать вывод, что эти концепции дают возможность сделать вывод о том, что лидером человек не рождается, а становится. Лидерское поведение можно развить и улучшить средствами специализированной подготовки.

Виды власти и методы влияния

Исследователями выделено несколько типов власти:

  • экспертная власть – способность руководителя воздействовать на поведение подчиненных в связи со своей подготовкой и уровнем образования, опытом и талантом;
  • власть примера – это способность руководителя воздействовать на поведение своих подчиненных в связи с его привлекательностью и наличием у него харизмы;
  • харизма – власть, базирующаяся на силе личностных качеств и стиле руководителя.

Власть примера зачастую формируется вместе с отождествлением подчиненными себя со своим руководителем, вплоть до полного подражания ему. Такое подражание и заставляет человека подчиняться своему «кумиру».

Власть информации основывается на возможности доступа к нужной и важной информации и умении пользоваться ее влиянием на подчиненных. Получаемая информация дает возможность ее обладателю принимать оптимальные решения, тем самым осуществляя власть.

Воздействие через убеждения базируется на власти примера и экспертности. Разница заключается только в том, что исполнитель полностью понимает, что делает и почему.

Эффективное убеждение может быть достигнуто только если руководителю доверяют. Его аргументация должна принимать во внимание интеллектуальный уровень слушателя, она не должна быть сложной или слишком простой. Цель, которая ставится руководителем, не должна противоречить системе ценностей подчиненных. Чтобы убеждение было эффективно использовано, необходимо:

  • определение потребностей слушателя и обращение к этим потребностям;
  • начало разговора с мысли, которая понравится слушателю;
  • создание образа, вызывающего большое доверие и надежность;
  • просить больше, чем хочется получить, а затем пойти на уступки;
  • уважительная речь, сообразная с интересами слушателя;
  • стремление говорить последним, так как аргументы, которые выслушивают последними, имеют наибольшее воздействие на слушателей.

Воздействие убеждением носит одноразовое действие, в каждой ново ситуации необходимо снова убеждать. Преимущество использования убеждения заключается в том, что работа человека, на которого оказывается влияние, не требует проверки, так как в этой ситуации он будет стремиться сделать больше, чем устанавливают минимальные требования.

Воздействие посредством участия в управлении протекает значительно дольше, чем убеждение, им признается участие, власть и способности исполнителя.

Руководитель направляет усилия и помогает свободно обмениваться информацией. Экспертная власть руководителя и исполнителя может быть объединена единым решением, в правильности которого оба будут точно уверены. Влияние имеет успех в связи с тем, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, преимущественно, усердно работают для достижений той цели, которая были сформулирована при их участии.

Можно сделать вывод о том, что власть руководителя должна обладать достаточной силой, чтобы побуждать людей выполнять работу, желательно вдохновенно и направляться на достижение целей организации.