Г.В.Ф. Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Гегель подробнее ($1770-1831$) в своих политических воззрениях являлся сторонником идеалов, заявленных во времена Французской революции. Но в его трудах, посвященных политической философии, мыслитель критически оценивал сложившуюся идеологию гражданского общества, т.к. в ней он видел как положительные стороны, так и отрицательные. Здесь можно вспомнить гегелевскую идею отчуждения.
Многие исследователи считают, что смысл общественно-политической мысли Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее сокрыт в его крылатом выражении, согласно с которым все разумное действительно, а все действительное разумно.
Государство с объективной точки зрения - централизованная организация власти, с субъективной стороны – духовное сообщество, любящее свою страну.
Государства, взявшие для развития своих институтов за основу политический опыт Французской революции, по мнению Гегеля, далеки от идеала. С его точки зрения, таковым является античный полис, отличающийся гармоничностью устройства общественной жизни.
Выше идеи гражданского общества нет, считает Гегель. Здесь он исходит из того, что развитие общества и государственных устоев направлено по пути обретения свободы. Гражданское общество является в наибольшей степени отражением идеи свободы. Сдерживающей силой «свободного» общества является правовое государство. На основе правовых императивов общество может достичь состояния «всеобщего благосостояния». Оно выражается не в удовлетворении эгоистических желаний отдельных индивидов, а в реализации общего государственного интереса.
В данной точке зрения заметен идеализм Гегеля в политических взглядах. Это также проявляется в том, что человек может преодолеть отчуждение только лишь в сфере идеального, в сфере абсолютного духа.
Гегель является создателем целостной философской системы. В ее рамки также попадают вопросы и политической философии. Так все науки он делит на три направления: логика, науки о природе и философия духа. Учение о государстве и праве мыслитель относит к последнему направлению.
Таким образом, в рамках философской системы Гегеля теория политического является частью философии. С этой точки зрения политика оценивается как проявление сознания человека в его совместной жизни с другими людьми, что оформляется в конкретные общественно-политические институты.
По мнению Гегеля, философия права не должна заниматься осмыслением эмпирических данных, связанных с политической деятельностью, либо непосредственно те или иные законодательные акты. Ее предметом является выявление идеи, лежащей в основе идей государства и права.
Понятие права Гегель выделял из идеи свободной воли человека. Свобода является всеобщей. Но всеобщая свобода ограничивается подчинением нравственному долгу. Таким образом, свобода в рамках политико-общественных отношений частично окрашена необходимостью.
Идея права имеет свое развитие и проходит три этапа: абстрактное право, мораль и нравственность.