Р. Карнап – немецкий и американский философ, развивавший идеи логического атомизма и позитивизма.
Биография Рудольфа Карнапа
Рудольф Карнап родился в 1891 году в Ронсдорфе, в Германии. Его родители были протестантами и глубокого верующими людьми, но вместе с тем не лишенными толерантности. Отец Иоганн Карнап был успешным фабрикантом, он самостоятельно смог нажить капитал и создать свое дело, начиная как простой ткач. Мать Карнапа была учительницей и происходила из академической среды. В детстве Рудольф находился на домашнем обучении, кроме того много времени проводил с родственниками матери, в частности в 1901 году участвовал в археологической экспедиции своего дяди в Греции.
После смерти отца в 1898 году, семья Карнапов переезжает в Бармен, где Рудольф поступает в гимназию. Его главным интересом в этот период является физика, изучение которой он продолжает в Йенском и Фрайбургском университетах. В тоже время он знакомится и с философией – трудами Канта и неокантианцев, в лице Бруно Бауха, а также с теорией математической логики Фреге.
Научные изыскания Карнапа прерываются началом Первой Мировой войны. Придерживаясь достаточно пацифистских взглядов и не одобряя войну, Карнап вместе с тем испытывает патриотический порыв и считает необходимым отдать долг родине, в следствии чего поступает на службу. Проведя в армии три года будущий философ получает возможность вернуться к своим изысканиям в физике – ему дают разрешение на обучение и исследовательскую работу в Берлинском университете, где он знакомится с Эйнштейном, еще только начинающим свою преподавательскую деятельность.
После окончания войны Рудольф вновь обращается к изучению философии и знакомится с трудами Б. Рассела по логическому атомизму, которые оказывают на него глубокое воздействие. Оно легко прослеживается в его диссертационной работе посвящённой проблемам времени и пространства, которую физики назвали слишком философской, а философы чересчур физической. С этого момента Карнап забрасывает физику и целиком посвящает себя изучению философских вопросов под руководством Бауха.
На протяжении нескольких лет вопросы пространства и времени остаются для Рудольфа центральными, однако в 1923 году он знакомится с Шликом, который вводит его в «Венский кружок» рассматривающий вопросы логического атомизма и эмпиризма. В этот же период Карнап начинает свою преподавательскую деятельность в Вене. В 1931 году Карнап перебирается в Прагу, где преподает немецкий язык, а уже в 1935 он вынужден эмигрировать в США из-за полного несогласия с политикой НСДАП, пришедшей к власти в Германии.
В США Карнап продолжает развивать собственные философские взгляды, постепенно полностью переосмыслив основы логического атомизма, от которых он отталкивался в начале пути. Также он вел преподавательскую деятельность в Чикагском, Калифорнийском и Принстонском университетах. Умер Карнап в 1970 году.
Основные философские взгляды Рудольфа Карнапа
Рассматривая творческий путь Карнапа, можно выделить три периода развития его философских взглядов:
- неопозитивистский период,
- синтаксический период,
- семантический период.
Первый период философского творчества характеризуется непосредственным восприятием и развитием взглядов Б. Рассела и Л. Витгенштейна, изложенных в их логическом атомизме. Карнап рассматривает философию исключительно с позиций физикализма, т.е. как «придаток» к строгим естественно-научным дисциплинам, основным содержанием которого должно быть рассмотрение и расшифровка смыслов выражений естественных наук. В этот период Карнап выдвигает свой принцип верификации.
Второй период характеризуется сосредоточением философа на синтаксической структуре и логике философских выражений. Карнап по-прежнему отказывает философии в собственном значении, сводя ее исключительно к логическому языку, с помощью которого должно правильно излагаться всякое знание. Главная роль при этом отводится синтаксической составляющей, т.е. полноте высказываемых предположений (наличии всех необходимых частей), а также и верному взаимному расположению.
Третий период философского творчества характеризуется некоторым отходом от логического формализма, переориентацией с синтаксиса на семантику. Карнап критически переосмысливает и отказывается от ряда своих ранних убеждений. Он приходит к выводам о том, что действительность все-таки не может быть описана с помощью ограниченной и формальной модели которой оказывается логический язык, начинает разрабатывать философию смыслового значения высказываемых предложений, а также логику индуктивного знания.
Принцип верификации
Одним из наиболее известных достижений Карнапа, относящихся к раннему периоду его творчества, является разработка принципа верификации в рамках Венского кружка. Исходным положением для его разработки стало понимание философии как особой области человеческого творчества, которая не относится ни к науке, ни к искусству, ни к религии. Однако выделяя философии особое место, Карнап обесценивает ее, он указывает на то, что философия является попыткой выражения мировоззрения философа, которая в конечном итоге не дает ни научного, ни эстетического знания о мире, а потому бессмысленна. Для Карнапа философия имеет ценность и право на существование лишь в той степени, в которой она способна служить науке.
Роль философии видится им в раскрытии значения и проверке научных знаний, выраженных в виде предложений. Любое предложение может быть разбито на составные части, которые в свою очередь должны сводиться к «протокольным предложениям» - т.е. таким, которые однозначно соответствуют фактам эмпирической реальности. Если же части предложения невозможно сопоставить с фактами, либо само предложение построено с нарушением логики и синтактических правил, оно является ложным.
Всего Карнап выделяет пять видов предложений, из которых 3 являются допустимыми и 2 неверными:
- тавтологии,
- контрадикции,
- эмпирические предложения,
- метафизические предложения,
- бессмысленные предложения.