Место истории в системе наук в XIX веке
XIX век по праву считается «веком исторической революции», временем, когда были заложены основы современной теории и методологии истории. До середины XIX века история считалась одним из разделов литературы, но ситуация изменилась благодаря выдающимся философам, таким как:
- В. Ф. Гегель,
- И. Т. Гердер,
- О. Конт,
- Ф. Энгельс,
- К. Маркс,
- Л. Ранке и др.
Благодаря им изменилось отношение к истории, она стала самостоятельной наукой. Особый вклад в развитие истории внес Леопольд Ранке. В сочинении «О пользе и вреде истории» он критикует позитивистов.
Позитивисты хотели поставить историю на уровень точной науки, наравне с естествознанием. Основным посылом историков-позитивистов была «уникальность» исторических событий. Свою задачу они видели в тщательном сборе фактов, которые как бы «говорят сами за себя». Ранке же отрицал причинность исторического процесса. Таким образом, внимание позитивистов сосредоточено на мельчайших исторических фактах, из которых они создают относительно связные и устойчивые исторические комплексы.
Благодаря позитивистам история получила право называться наукой. Но были и противники, отказывавшиеся признать за историей право называться наукой, утверждая, что история ближе к искусству. Одним из его противников был Фридрих Ницше. Эта полемика отражала непрекращающуюся борьбу за понимание истории между идеалистами и материалистами. Эта борьба идет не только о том, является ли история наукой, но и о том, может ли исследователь достичь объективной истины.
В своем эссе «О пользе и вреде истории для жизни» Ницше выступил с позиций идеализма, не считая историю наукой. Этой точке зрения он противопоставляет собственное интуитивное понимание истории и философии жизни. Эссе также характеризует и критически оценивает концепции истории Гартмана и Гегеля, которыми были весьма популярными во времена Ницше.
Эссе Фридриха Ницше «О пользе и вреде истории для жизни» было опубликовано в феврале 1874 г. Эта работа:
- содержит критический анализ общего положения исторической науки во второй половине XIX века,
- рассматривает влияние истории на формирование мировоззрения людей,
- описывает собственную концепцию истории Фридриха Ницше.
Основные тезисы эссе Ницше «О пользе и вреде истории для жизни»
Сочинение Фридриха Ницше «О пользе и вреде истории для жизни» имеет главной целью доказать, что история по своему характеру, происхождению и назначению ближе к искусству, чем к науке, и что требование, сделать историю наукой, неверно.
Ницше отмечает, что историю творят сами люди, она рождается благодаря их психологической способности вспоминать прошлое, формировать систему ценностей, опираясь на опыт и традиции своих предков. Таким образом, история организует жизнь человека, определяет его мировоззрение. Но человек субъективен, что делает неприменимым к истории основное научное требование — объективность. Историк вынужден «конструировать» образ событий, соответствующий его личному опыту, его знаниям, что сближает его творчество с творчеством художника или драматурга. Ницше считал вредным для жизни человека требование превращения истории в науку, иначе право на существование будет иметь любая концепция, построенная по правилам логики и подтвержденная фактами. Ницше считал, что присущий позитивистам плюрализм мнений, представлений об истории, уважение к фактам, изложенным в источниках, лишит человека целостной картины мира. Потерявшись в море не связанных друг с другом фактов и понятий, человек замкнется в своей узкой, эгоистичной, дегенеративной сфере.
Чтобы этого не произошло, история, по мысли Ницше, ни в коем случае не должна превращаться. Главной задачей истории должно быть не познание истины, а просвещение человечества. В вопросах воспитания, по мысли философа, истина не нужна, достаточно мифа, если он содержит проповедь положительных ценностей.
Но тут сразу возникает вопрос, кто будет определять «положительность» этих величин. Меняется мир, прогрессирует наука и меняется сам человек. Однажды положительные значения теряют свой первоначальный смысл. Даже понимание «вечных» ценностей, таких как любовь, Родина, дружба, семья, меняется и уже не может служить опорой в меняющемся мире. На определенном этапе миф уже не может удовлетворять человеческий разум, человеку нужны более достоверные знания, основанные не на интуиции и положительных ценностях, а на реальных фактах. Вот почему ученые стали требовать, чтобы история стала надежной наукой. В XIX веке это выражалось в уважении позитивистов к фактам, изложенным в источниках. Благодаря позитивистам, делались первые шаги к развитию методов работы с источниками, разрабатывались методы критики и анализа данных, полученных в источниках. В ХХ веке история как наука получила более широкое и качественное развитие. Активно развивалось и источниковедение, благодаря которому актуализировалась не только внешняя, но и внутренняя критика документов в контексте сравнительно-исторического подхода. Только лишь те данные, которые успешно прошли тщательную проверку источниковедческими методами, могут считаться достоверными и стать материалом для работы историков.
Ницше из положительных соображений старался оградить человека от «избыточных», с его точки зрения, знаний, затемняющих ясную и точную картину мира, и, таким образом, замедляющих процесс развития знаний. Но философ не учитывал, что потребности людей изменились, мифы исчерпаны, люди ищут более основательные и достоверные знания.
Гегель, Гартман не ставили перед собой цели разработать «позитивные» концепции истории, они стремились дать более или менее логичное и аргументированное объяснение хода истории и тем самым способствовали развитию науки. Ницше оценивает их концепции крайне субъективно, акцентируя внимание только на недостатках и совершенно не замечая достоинств. Эти концепции изменили взгляд на историю, обратили внимание историков на разработку таких вопросов, как движущие силы истории, конечная цель мирового развития.