Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Философия в Византии (IV—XV века)

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Особенности Византийской философии (IV-XV) века

Замечание 1

Византийскую философию $4 – 15$ веков прежде всего представляли языческие учёные: софисты, риторы, интеллектуалы. Их мыслили теми, кто прежде всего противостоит христианской религии. Поэтому философия Византии изначально представляется неоднозначным феноменом.

На первый план в Византийской философии выдвигалась греческая мысль, плотно связанная с традициями восточной патристики и античной философии.

Сдерживаемая строгими рамками христианской религии византийская философия не только заимствует традиции античности, но и открывает, транслирует человечеству философию Платона и Аристотеля, представляя ее в свете с христианской парадигмой.

Готовые работы на аналогичную тему

Византийская философия становится одной из основополагающих стороной культуры европейской цивилизации. Несмотря на все сложности, философская дисциплина была уважаема в среде образованных авторов раннего христианства и полагалась как наука наук и учение об этике. Особенно этическая сторона подчёркивалась Нилом Анкирским, который считал философию моральным совершенством в совокупности с пиететом к истинному знанию бытия.

Философию, как знание о бытии и науку о земном и божественном, подготовкой к смерти, стремление и уподобление Богу, как любомудрие, понимал Иоанн Дамаскин.

Но в качестве «внешней» философия противопоставлялась в этот период христианской философии, и виделась последней как светская наука в целом, а так же фундамент мировоззренческих представлений языческих и христианских еретических верований. Истинная философия должна соответствовать праведному образу жизни христианина. Ценностью в этом представлении считались аскеза и мученичество во имя веры.

Исходя из этого Иоанн Дамаскин разделял философию как «теоретическую», имеющую своей опорой знания, включавшей в себя физику, математику, гармонию, астрономию, арифметику, теологию, направленную на постижение божественного, души. И философию «практическую», стремившуюся к совершенству и добродетели, состоявшую из этики и политики. Логику понимали в качестве инструмента философии, нежели её специфичной областью. Хотя философия была близко сопряжена с теологией, но не была ей равнозначна. В отличие от античности у философов византийского периода складывается иной тип христианского философского историзма, а именно провиденциалистская теория истории, которая пришла на смену циклической концепции античного восприятия времени. Возникает теологическое осмысление истории. В этом смысле прошлое начинает расцениваться в виде грядущего суда.

Эсхатология Евсевия сопрягает иудейскую и эллинскую концепцию времени. Византийская философия раннего этапа совпадала с неоплатонизмом. В этом была заслуга Прокла и его школы в Афинской Академии и Аммония, и школы в Александрии.

Этапы Византийской Философии

  1. $4-8$ века: момент трансформации античной философии в христианской религии
  2. $9-12$ века: искусное формирование энциклопедического знания и конфронтация неоплатонизма и аристотелизма.
  3. $8-15$ века: «палеологовское» Возрождения византийской философии, которое повлияло на русскую культуру, а так же дало импульс к возникновению эллинского идеала гуманизма в эпоху итальянского Ренессанса.

$4-8$ века: Богословские споры, формирование более определённого понимания христианского учения, переложенного на язык греческой философии. Тринитарный вопрос и составление символа веры, христологическая проблема о природе сына божьего, оппозиция античного и христианского мировосприятий были ключевыми темами данного периода.

$9-12$ века: возрастания интереса к светскому и философскому знанию. В Константинополе возникают общественные кружки любомудров, в которых решались религиозные и философские вопросы. К примеру, кружок во главе с патриархом Фотием. Эти собрания стояли в преддверии ренессансного гуманизма и определяли его специфику.

Особо значимы в этот период работы Михаила Псёлла, который является выразителем качественно иного гуманистического духа Византии.

$8-15$ века характеризуют Возрождением Палеологов. В этот период наименее слабо выражены христианские мотивы. Византийская культура наполнит духом эллинизма Западный мир, вернёт его к философии Платона, Аристотеля, Плотина. В непреклонном противостоянии монашеству знаменитые гуманисты опираются на труды Псёлла.

Проблемы, возникающие в это время, относятся к решению вопросов о необходимости синтезировать христианскую этику с темами античной философии. Это не одобряется христианской церковью, всё ещё силен христианский максимализм. К $15$ веку византийская философия стремиться к контакту с Итальянской культурой, представителей греческого мира восторженно приветствуют в Италии. Византийские гречи развивают своё учение на почве Европы и Руси.

К $1453$ году происходит событие, которое изменит ход всей западной и восточной истории, это падение Константинополя.

Замечание 2

Правопреемницей её традиций становится Москва, под девизом – Москва – третий Рим. Русь и Москва становятся центром православия.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис