Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Антропологический материализм Фейербаха

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Антропологический материализм Фейербаха
Содержание статьи
Определение 1

Антропология – это наука о человеке, его физиологических, психологических, культурологических, социологических и иных особенностях.

Биография Фейербаха

Людвиг Фейербах родился 28 июля 1804 года в Баварии в семье специалиста по криминальному праву. Фейербах с детства отличался интересом к наукам, а в юношестве выбрал в качестве своей главной стези изучение философии. В студенческие годы будущий мыслитель был приверженцем Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее , лекции которого посещал, однако прекрасное знание естественных наук, сформировало в нем свое, отличное от гегельянского понимание как человека и развития человеческой цивилизации, так философии и диалектики в целом. Фейербах полагал, что философия, как наука, должна опираться на факты, в то время как абстрактные догматические размышления есть удел религии и теологии.

В 1830 году Фейербах издает крупную работу « Мысли о смерти и бессмертии» По данной теме мы уже выполнили реферат Проблема смерти и бессмертия личности. подробнее в которой обстоятельно подвергает критике гегелевскую философию. Книга не была принята философским сообществом Германии, она не только вызвала бурную дискуссию, но даже повлекла за собой запрет в отношении Фейербаха По данной теме мы уже выполнили реферат Философские идеи Фейербаха подробнее на ведение преподавательской деятельности и увольнение его с кафедры философии.

Однако Фейербах смог использовать неблагоприятные обстоятельства в свою пользу – на четверть века он удаляется в добровольное затворничество в деревушку Брукберг, где много читает, общается с природой, а также отдыхает от назойливого человеческого общества. Вопреки мнению скептиков, период самоизоляции Фейербаха нисколько ни умалил его философского таланта, напротив, мыслитель плодотворно трудится и издает в 1841 году одну из наиболее фундаментальных книг – «Сущность христианства», в которой подвергает аналитическому разбору и критике человеческую религиозность в целом и христианскую религию в частности.

Готовые работы на аналогичную тему

Новые произведения мыслителя также получают крайне неоднозначную оценку в обществе. Он получает преданных последователей, в лице Энгельса, Штирнера, Плеханова и др., однако большинство все же настроено по отношению к Фейербаху и его работам крайне негативно из-за их антирелигиозной направленности. При жизни философ так и не получил широкого признания, и даже после его смерти в 1872 году, его наследие крайне неохотно и скупо освещается среди германских философов. Как ни удивительно наиболее объемные работы обобщающие взгляды и теории Фейербаха принадлежат философам других стран (датчанину Штарке и финну Болину).

Основные труды Фейербаха:

  • «История новой философии от Бэкона до Спинозы По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Философия Тема №9: «Философия марксизма как этап развития мировой философской мысли » подробнее »;
  • «Философия и христианство»;
  • «Сущность религии»;
  • «Основы философии будущего».

Основные идеи антропологического материализма

Опираясь на современные ему достижения науки Фейербах создает материалистическую картину мира, отличную вместе с тем от механистического материализма французских философов эпохи Просвещения. Мир, материя для него не скопище мертвых атомов, которые подчиняются строго определенным законам их движения и сочетания, но подобие живого организма, единая природа, в которой все ее компоненты находятся во взаимодействии и взаимосвязи. Человек же является не просто еще одной формой жизни, но высшим и совершенным творением природы, единственным живым существом, которое обладает не только биологической, но и духовной природой, сознанием с его способностью мыслить, изучать, творить.

Материализм Фейербаха носит название антропологического потому, что именно человек занимает в нем главенствующую роль. В отличии от мыслителей идеалистов, того же Гегеля, Фейербах связывает развитие человеческой цивилизации, культуры, общества, философии, религии, наук и т.д., не с Мировым духом, или действием неких сверхсил, но с одним лишь человеком, его познанием и творчеством. При этом Фейербах несколько абсолютизирует роль «конкретного» человека в исторических процессах. Хотя он и указывает, что человек способен существовать лишь в обществе, в человеческой среде, сам аспект социальных связей и их детерминации становления личности, отражен в его работах крайне слабо.

В вопросах гносеологии Фейербах стоит на позициях сенсуализма – в мышлении человека нет и не может быть ничего, что не было бы дано ему в ощущениях. Лишь собственные чувства дают личности пищу для мыслительной деятельности и достоверную информацию о окружающем мире. Рационалистические способы познания, как совокупность абстрактных размышлений, основанных на собственном видении и не подкрепленных внешними фактами, Фейербах расценивает как более близкие к религии и ее догматическим, априорным формам мировоззрения, чем к науке и философии.

Рассматривает философ и вопросы этики. Фейербах выступает последовательным эвдемонизмом, т.е. полагает, что главной целью и смыслом человеческого бытия является достижения счастья. Счастье выступает мерилом и ценностью этических норм. Однако в отличии от античных авторов, Фейербах указывает, что человек не способен достичь счастья в одиночку, изолированно от окружающих. Человек не способен даже существовать без других людей. В связи с этим этический идеал философа выстраивается на осознании людьми того факта, что их личностное счастье самым непосредственным образом взаимосвязано со счастьем других людей, которые их окружают. Только сделав счастливым собственное окружение человек сможет познать счастье сам.

Критика религии

Фейербах создает психогенетический подход к вопросу сущности и происхождения религии. Поскольку только природа, человек и его сознание представляют собой существующую действительность, то любые сверхчувственные идеи, в том числе идеи бога, автономной от человека воли, божественных законов и т.д. представляют собой не более чем иллюзии. Источником этих иллюзий выступает сам человек.

Фейербах указывает, что любому человеку – будь то дикарь или культурный, цивилизованный человек свойственна тенденция к антропоморфическому описанию окружающего его мира. Люди приписывают человеческие качества и особенности всем предметам и явлениям которые имеют значение в их жизни – силам природы, процессу и результату деятельности, бытовым предметам, домашним питомцам и т.д. Боги в свою очередь представляют собой совокупность наилучших качеств человека, которые были вынесены и персонифицированы им вне собственной личности, в стремлении обрести чувство защищенности, родительской опеки, в тяжелых для себя условиях.

Однако Фейербах полагал, что роль религии в современном обществе исчерпана. Также как отошли в прошлое религиозные культы, посвященные природным силам или ремеслам, уступив место науке и технологии, исчерпали себя и монотеистические религии – человек вполне способен сознательно контролировать собственное поведение и соблюдать этические нормы без костыля религиозности.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Наталя Николаевна Корпало

Эксперт по предмету «Философия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис