Познание причинности является началом выведения необходимости как общей категории и формы бытия. Если рассматривать причинно-следственные связи, то можно заметить, что причина возникает первично, вследствие чего наступает итог.
В том случае, когда отсутствует причина, будет отсутствовать и следствие.
То есть, человек обнаружил, что связь причины и следствия имеет необходимый и неотъемлемый характер. Так как понятие необходимости формируется базируясь на исследованиях категории причины и на основе понимания важности неразрывной причинно-следственной связи, отдельные мыслители отождествляют с причинностью саму необходимость. Тем не менее, необходимость и причинность являют собою два разных понятия, которые затрагивают две разные стороны действительность. В реальности же, категория «причинности» будет отражать обусловленность определенных форм бытия посредством других, их генетические корни. Понятие «необходимости» является отражением неизбежности проявления определенных свойств и связей при сопутствующих благоприятных условиях.
Таким образом, необходимым являются те связи и свойства, которые имеют определенную причину своей экзистенции и обусловлены внутренней природой материальных образований.
Связи или свойства, которые имеют причину своего бытия в ином, то есть, которые обусловлены факторами внешнего воздействия, являются случайными.
Необходимость является одним из аспектов внутренней стороны явления или предмета. Случайность же является выражением внешних свойств и признаков материальных образований, так как она непосредственно связана обстоятельствами и условиями бытия этого явления или предмета.
Как правило, идеалисты не берут во внимание объективность необходимости. Они полагают, что необходимость является важным элементом только создания, так как это всего лишь его форма, свойство и методологическое требование.
Материалисты же рассматривают и утверждают объективное наличие необходимости, так как это одно из всеобщих свойств вещей и взаимосвязей предметов. Тем не менее, признавая логическую необходимость отдельные материалисты не считают, что случайность является объективным. Они полагают, что она создана лишь для прикрытия неосведомленности в определенных вопросах и делах.
Когда человек не ведает причины определенного процесса или явления, или не может просто объяснить это явление, он объявляет его случайным.
Случайность и необходимость очень тесно переплетены между собой. По своей сущности, данные категории являются противоположными, но в системе категориального аппарата они нераздельны и выступают в единстве. Данное соотношение случайности и необходимости было произведено в высказывании Ф. Энгельса, который утверждал, что случайность является формой проявления необходимости. В одном из своих писем он писал:
«Люди сами творят свою историю, но до сих пор они делали ее, не руководствуясь общей волей, по единому общему плану, и даже не в рамках определенным образом ограниченного, данного общества. Их стремления перекрещиваются, и во всех таких обществах господствует поэтому необходимость, дополнением и формой проявления которой является случайность».