Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Рационалистическая гармонизация Бога и мира в философии Фомы Аквинского

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Рационалистическая гармонизация Бога и мира в философии Фомы Аквинского
Рационалистическая гармонизация Бога и мира в философии Фомы Аквинского
Определение 1

Схоластика – это метод средневековой философии, используемый для формально-логических доказательств, зиждящихся на сочетании разума и веры и отражающих божественную мудрость.

Доказательства существования Бога у Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1225-1274) является святым канонизированным католической церковью, но больше он известен как католический ученый-философ, приведший пять доказательств существования Бога. Он является одним из отцов схоластики, ее систематизатором, который сумел в своей философии сочетать христианские идеи Августина Блаженного По данной теме мы уже выполнили реферат Теодицея Августина подробнее и классическую древнегреческую философию Аристотеля.

Готовые работы на аналогичную тему

Главным вопросом для схоластики являлась необходимость рационального доказательства существования Бога. За эту задачу взялся Эриугена, свои доказательства сформулировал Ансельм Кентерберийский. В этих спорах родились следующие позиции:

  • реализм: универсалии (идеи) существуют самостоятельно как формы божественного разума;
  • номинализм: универсалии существуют только в рамках человеческого разума;
  • концептуализм: универсалии (вещественные объекты) реально существуют в природе, но в сознании человека происходит постижение божественного замысла, идеи и формы.

Интеллектуальная рациональная деятельность признавалась как одна из необходимых черт для формирования веры. Схоластика активно использовалась в университетах, католических орденах, в монастырях. По сути, это была единственная возможная на тот момент форма философии.

Восхождение к божественной истине виделось Фоме Аквинскому По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Фомы Аквинского подробнее при помощи разума, однако, он признавал, что этот способ доступен не всем, поскольку помимо разума требуется еще достаточно много времени и сил, а при этом возможны всяческие заблуждения. Поэтому, по мнению философа, необходимо божественное откровение, чтобы Бог открылся людям даже в тех моментах, которые человек не способен понять в виду его ограниченности.

Фома Аквинский выводит следующие рациональные доказательства бытия Бога. Он:

  • первое движущее, которое не движимо ничем;
  • первая действующая причина;
  • сущее, необходимое само по себе;
  • причина всякого совершенства;
  • разум, который все природные вещи направляет к определенной цели.

Первое доказательство означает, что все в мире движется, а оно в свою очередь приводится тем, что само активно. Но эту цепочку невозможно повторять до бесконечности, перводвигатель у Фомы Аквинского По данной теме мы уже выполнили реферат Филосовия Фомы Аквинского подробнее – Бог. Тоже самое со второй причиной: у всего, что происходит в этом мире, есть причина, ничего не бывает просто так. Раскручивая цепочку причин, она приведет к первопричине – Богу. Третье доказательство связано с тем, что вещи появляются и уходят, вечное бытие невозможно, если все уходит, то в мире когда-нибудь ничего не будет. Все, что появляется, приходит через сущее. Не может быть все сущее случайным, должно быть что-то, что задает потенцию необходимым сущностям, то, что не имеет внешней причины своей необходимости, но является причиной для всех остальных причин. Это снова Бог. Он – основа всякого совершенства и развития всего, что есть в мире. Последнее доказательство гласит, что все предметы в мире представляют собой определенную систему или порядок, в своем движении они подчиняются целесообразности, однако это не случайно, здесь проявляется рука Бога, поскольку это его сознательная воля руководит развитием.

Бог и разум в философии Фомы Аквинского

Фома Аквинский в своей философии добивается того, что в его трудах воля и разум приобретают равнозначные черты. В отличие от Августина Блаженного, он не признает приоритета воля над разумом. Бог предстает у него не как сущность, а как истинное бытие, т.е. божественная сущность и проявляется как раз в том, чтобы быть в самом полном смысле этого слова. Это чистое бытие, бытие само по себе. Все остальное лишь наделяется этим свойством, получая его от неиссякаемого источника – божественного бытия. Поэтому все, что существует, имеет бытие только по аналогии с божественным. В этом смысле все можно приписать Богу, т.е. бытию самому по себе.

Из всех совершенств, которые есть на земле и которыми в превосходной степени обладает Бог, Фома Аквинский особо выделяет ум, волю и разум. Они выступают как причина внутреннего начала движения. Бытие Бога, по мнению философа, заключается в мышлении, поскольку как перводвигатель он не может действовать механистически, потому прежде всего – мысль. Отсюда он делает вывод, что Богу свойственно познание, как себя, так и других вещей.

Бог наделен волей, поскольку для познания она необходима, но вместе с тем он наделен правом выбора: он сам решает, что является в этом мире необходимостью, а что нет, и в этом проявляется его свобода выбора.

Наделенный всеми чертами в их самом высоком проявлении Бог Фомы Аквинского приобретает черты личности, он обладает способностью мыслить, способен радоваться, испытывать блаженство, делать выбор, это – личностное существо. Как активное существо, создавшее этот мир, он любит и заботится о нем: «Бог хочет блага для каждого именно как его блага: он хочет, чтобы каждая вещь была, поскольку ее бытие есть благо».

Бог и мир у Фомы Аквинского

Для Фомы Аквинского мир предстает как собрание отдельных субстанций. Каждая вещь может быть представлена через две категории – субстанциональная форма (универсальный признак, что, есть общего между членами данного рода) и первичная материя (та материя, которая всегда неизменна). Внизу его иерархии вселенной лежит неорганическая субстанция, далее все субстанции выстраиваются в виде пирамиды, вершину которой занимает Бог. Бог совершенен, поэтому только он обладает актуализированностью (имеет законченную форму). Человек находится между материей (чистой потенцией) и полной актуализацией, т.е. Богом.

Для существования мира Бог создал ряд законов. Вечный закон представляет из себя рациональный порядок, которому все необходимы следовать, но только люди способны в нем различить моральную сторону. Моральным поведением человека ведает естественный закон, т.к. человек выступает как природное, так и общественное существо. Божий закон, содержащийся в священном писании, указывает путь к вечному блаженству. Самая последняя форма закона – человеческий закон, устанавливаемый правителями, регулирующими отношения уже между людьми.