Схоластика – это метод средневековой философии, используемый для формально-логических доказательств, зиждящихся на сочетании разума и веры и отражающих божественную мудрость.
Доказательства существования Бога у Фомы Аквинского
Фома Аквинский (1225-1274) является святым канонизированным католической церковью, но больше он известен как католический ученый-философ, приведший пять доказательств существования Бога. Он является одним из отцов схоластики, ее систематизатором, который сумел в своей философии сочетать христианские идеи Августина Блаженного и классическую древнегреческую философию Аристотеля.
Главным вопросом для схоластики являлась необходимость рационального доказательства существования Бога. За эту задачу взялся Эриугена, свои доказательства сформулировал Ансельм Кентерберийский. В этих спорах родились следующие позиции:
- реализм: универсалии (идеи) существуют самостоятельно как формы божественного разума;
- номинализм: универсалии существуют только в рамках человеческого разума;
- концептуализм: универсалии (вещественные объекты) реально существуют в природе, но в сознании человека происходит постижение божественного замысла, идеи и формы.
Интеллектуальная рациональная деятельность признавалась как одна из необходимых черт для формирования веры. Схоластика активно использовалась в университетах, католических орденах, в монастырях. По сути, это была единственная возможная на тот момент форма философии.
Восхождение к божественной истине виделось Фоме Аквинскому при помощи разума, однако, он признавал, что этот способ доступен не всем, поскольку помимо разума требуется еще достаточно много времени и сил, а при этом возможны всяческие заблуждения. Поэтому, по мнению философа, необходимо божественное откровение, чтобы Бог открылся людям даже в тех моментах, которые человек не способен понять в виду его ограниченности.
Фома Аквинский выводит следующие рациональные доказательства бытия Бога. Он:
- первое движущее, которое не движимо ничем;
- первая действующая причина;
- сущее, необходимое само по себе;
- причина всякого совершенства;
- разум, который все природные вещи направляет к определенной цели.
Первое доказательство означает, что все в мире движется, а оно в свою очередь приводится тем, что само активно. Но эту цепочку невозможно повторять до бесконечности, перводвигатель у Фомы Аквинского – Бог. Тоже самое со второй причиной: у всего, что происходит в этом мире, есть причина, ничего не бывает просто так. Раскручивая цепочку причин, она приведет к первопричине – Богу. Третье доказательство связано с тем, что вещи появляются и уходят, вечное бытие невозможно, если все уходит, то в мире когда-нибудь ничего не будет. Все, что появляется, приходит через сущее. Не может быть все сущее случайным, должно быть что-то, что задает потенцию необходимым сущностям, то, что не имеет внешней причины своей необходимости, но является причиной для всех остальных причин. Это снова Бог. Он – основа всякого совершенства и развития всего, что есть в мире. Последнее доказательство гласит, что все предметы в мире представляют собой определенную систему или порядок, в своем движении они подчиняются целесообразности, однако это не случайно, здесь проявляется рука Бога, поскольку это его сознательная воля руководит развитием.
Бог и разум в философии Фомы Аквинского
Фома Аквинский в своей философии добивается того, что в его трудах воля и разум приобретают равнозначные черты. В отличие от Августина Блаженного, он не признает приоритета воля над разумом. Бог предстает у него не как сущность, а как истинное бытие, т.е. божественная сущность и проявляется как раз в том, чтобы быть в самом полном смысле этого слова. Это чистое бытие, бытие само по себе. Все остальное лишь наделяется этим свойством, получая его от неиссякаемого источника – божественного бытия. Поэтому все, что существует, имеет бытие только по аналогии с божественным. В этом смысле все можно приписать Богу, т.е. бытию самому по себе.
Из всех совершенств, которые есть на земле и которыми в превосходной степени обладает Бог, Фома Аквинский особо выделяет ум, волю и разум. Они выступают как причина внутреннего начала движения. Бытие Бога, по мнению философа, заключается в мышлении, поскольку как перводвигатель он не может действовать механистически, потому прежде всего – мысль. Отсюда он делает вывод, что Богу свойственно познание, как себя, так и других вещей.
Бог наделен волей, поскольку для познания она необходима, но вместе с тем он наделен правом выбора: он сам решает, что является в этом мире необходимостью, а что нет, и в этом проявляется его свобода выбора.
Наделенный всеми чертами в их самом высоком проявлении Бог Фомы Аквинского приобретает черты личности, он обладает способностью мыслить, способен радоваться, испытывать блаженство, делать выбор, это – личностное существо. Как активное существо, создавшее этот мир, он любит и заботится о нем: «Бог хочет блага для каждого именно как его блага: он хочет, чтобы каждая вещь была, поскольку ее бытие есть благо».
Бог и мир у Фомы Аквинского
Для Фомы Аквинского мир предстает как собрание отдельных субстанций. Каждая вещь может быть представлена через две категории – субстанциональная форма (универсальный признак, что, есть общего между членами данного рода) и первичная материя (та материя, которая всегда неизменна). Внизу его иерархии вселенной лежит неорганическая субстанция, далее все субстанции выстраиваются в виде пирамиды, вершину которой занимает Бог. Бог совершенен, поэтому только он обладает актуализированностью (имеет законченную форму). Человек находится между материей (чистой потенцией) и полной актуализацией, т.е. Богом.
Для существования мира Бог создал ряд законов. Вечный закон представляет из себя рациональный порядок, которому все необходимы следовать, но только люди способны в нем различить моральную сторону. Моральным поведением человека ведает естественный закон, т.к. человек выступает как природное, так и общественное существо. Божий закон, содержащийся в священном писании, указывает путь к вечному блаженству. Самая последняя форма закона – человеческий закон, устанавливаемый правителями, регулирующими отношения уже между людьми.