Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Источники и детерминанты общественного развития. Роль народных масс и личности в истории

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Источники и детерминанты общественного развития. Роль народных масс и личности в истории
Источники и детерминанты общественного развития. Роль народных масс и личности в истории

Сущность исторического процесса

Определение 1

Социальный детерминизм – это понятие, которое предполагает раскрытие движущих сил общественного развития.

История человечества может быть представлена в качестве эстафетной смены общественно-экономических формаций, истории перехода лидерства от одного способа производства к другому в масштабах мира. Стоит подчеркнуть, что это не обновление старой истматовской схемы, а первый успешный опыт интерпретации исторического процесса в качестве смены стадий всемирной истории, выделяемых на основании типа производственных отношений, или общественно-экономических формаций.

Помимо привычной смены одних производственных отношений на другие внутри одного социума через буржуазные революции, была выделена и другая форма исторической эстафеты – ультрасупериоризация социумов через уровень, который может быть достигнут к этому моменту прежними лидерами. Таким представляется путь, который проходят к историческому лидерству античное рабовладельчество, а позже и феодолизм. При этом возникает не только принципиально новый способ производства.

Готовые работы на аналогичную тему

Смена формаций является сущностью исторического процесса, но сам исторический процесс не может быть сведен к своей сути. Помимо основных, формационных производственных методов, существует ряд неосновных, не являющиеся стадиями всемирной истории – параформационные.

Определение 2

Социор – это социально-исторический организм.

Разные социоры в одной исторической эпохе базируются на разных способах производства:

  • лидеры – на формационном;
  • остальные – на параформационных или предшествующем формационном, который устарел в момент появления нового лидера.

В ходе развития отстающих социоров, может произойти супериоризауия, то есть подтягивание до уровня лидера.

Определение 3

Народная масса – это единство людей, которое обусловлено способом существования рассматриваемого общества, едиными связями в области общественного производства.

Нельзя отождествлять понятия народной массы и толпы.

Роль народных масс и личности в истории

Марксисты считали, что народные массы, то есть люди, занятые на производствах, без которого не может идти и речи об историческом процессе, выступают в качестве носителей политической идеи, являясь важнейшими потребителями продуктов духовного производства. Именно народом создаются условия для деятельности выдающихся личностей.

Выдающаяся личность – это человек, который смог оставить в качестве результата своей деятельности глубокий след в культуре всего человечества

Историческая личность – это человек, который смог оставить след в истории, но мог быть исторической личностью, сам не желая этого.

Великая историческая личность – это человек, частные цели которого совпадают с тенденциями общественного развития, которые он отметил. Человек должен быть волевым и харизматичным лидером. Возникновение исторической личности – необходимость, но кто именно ею станет – случайность.

Замечание 1

В качестве движущих сил исторического процесса можно рассматривать интересы, потребности, социальные противоречия и социальные конфликты.

Взаимодействие субъектов с движущими силами истории обусловлено изменениями в объективных условиях, в которых оно происходит.

Роль отдельной личности в истории достаточно велика, так как она и выступает в качестве субъекта и объекта истории. От таланта и волевых качеств отдельной личности зависит очень многое, но решающую роль играют народные массы, так как именно они – главная производительная сила общества, без активного участия и поддержки народных масс любое реформаторское преобразование обречено на провал.

Современная философия отмечает, что важнейший элемент социальной структуры любого общества – это классы. Классы выделяют, основываясь на экономическом критерии и рассматривают их в качестве отражения разделения общественного труда. Становление классов – процесс объективный, в его основании лежит различное отношение людей к производственным средствам. Рассматривая данный вопрос, необходимо выделять ряд основных признаков классов, в также подчеркивать их роль в общественном развитии.

В ХХ веке проблему структуры общества и социального неравенства были рассмотрены в трудах П. Сорокина, В. Ленина, Л. Стросса, Ж. Фромма и др.

Массам отводится также значительная роль в политической жизни. Без их политической деятельности невозможно представить общественное развитие, а, в первую очередь, социальные революции. Какой бы класс не пришел к власти в результате революции, главная ее движущая сила – народные массы. При этом даже в эволюционные периоды народным массам отведена решающая роль. Именно народные массы, а не эксплуататорские классы, во время великих национальных испытаний, решали судьбу всего государства, вставая на его защиту. Также огромно значение народных масс в развитии культуры и создании условий для ее прогресса. Многие культурные направления продолжительное время развивались только в качестве народного творчества.

Несмотря на то, что народные массы имеют огромное значение в истории общества, марксизм отводит важное место и для отдельной личности – роль выдающегося человека, руководителя, вождя, лидера, чем демонстрирует, что они выполняют необходимую функцию для всего общества. Это затрагивает ученых, художников, писателей, то есть тех, без чьего активного участия не может продвинуться вперед культура и наука. Они выполняют идеологическую, культурную и политическую функции, руководя массами, общественными классами и общественными группами.

Также нельзя забывать, что роль народных масс и роль личности в истории всегда носит объективно и субъективно ограниченный характер. Основанием этой ограниченности выступает господствующий в обществе способ производства и возникающие на его основании общественные отношения, продуктом которых и являются массы и отдельные личности.