Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблема смысла истории в европейской социальной философии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Проблема смысла истории в европейской социальной философии
Проблема смысла истории в европейской социальной философии
Определение 1

Исторический процесс – это последовательная смена исторических событий, охватывающая деятельность многих поколений людей, носящая неповторимый характер.

Смысл истории в религиозной философии Европы

Смысл истории многочисленный философы увязывали с направленностью исторического процесса, т.е. считалось, что исторический процесс разворачивается в заранее заданном направлении, эта цель и придает смысл всей истории. Эта точка зрения появляется как результат воздействия религии, поскольку в таком случае цель истории задается высшим существом (Богом), а человечество к ней идет заранее предопределенным путем.

Одним из первых проблему смысла истории поднимает Августин По данной теме мы уже выполнили реферат Аврелий Августин подробнее Блаженный. В античные времена не было линейных представлений о времени, поэтому вопрос смысла и направленности не поднимался, мир выглядел цикличным, в нем все повторяется через определенные этапы. Августин спорил с античным представлением об историческом времени. Он считал, раз в мире появился Спаситель и искупил человеческие грехи, то в циклическом мире такая жертва теряет свой смысл, чего быть не может. Соответственно, наш мир развивается по тому плану, который начертан для него Создателем. Узнать, что человечество ждет дальше можно из Священного Писания. Августин разделил историю человечества, описанную в Библии (от сотворения Адама до Страшного суда и воскрешения из мертвых) на семь периодов, каждый из которых имеет свою задачу, свой смысл. Причем сам он считал, что живет в шестом периоде, который начался с Христа и закончится концом всей истории – Страшным судом.

Готовые работы на аналогичную тему

Спустя столетия проблемы смысла истории не исчерпалась. В 1922 году русский философ Николай Бердяев По данной теме мы уже выполнили презентацию Бердяев подробнее написал целую работу, так и озаглавленную «Смысл истории» По данной теме мы уже выполнили реферат Смысл истории подробнее . Он также исходит из религиозных представлений: «Понять смысл мира — значит понять провиденциальный план творения, оправдать Бога в существовании того зла, с которого началась история…История лишь в том случае имеет смысл, если будет конец истории». Бердяев считал, что человек тогда начинает задумываться над смыслом истории, когда наступает эпоха перемен, ломаются представления о мире, наступает социальный кризис. История для него развивающийся процесс, имеющий начало и конец. Именно христианство дало смысл всей истории, вырвав исторический процесс из повторяющегося круга античности. Конец истории он связывал с наступлением царства Духа.

Еще один русский религиозный философ Г.А. Комиссаров считал, что смысл истории должен состоять в единении всего сущего с Богом, бог-слово воплотится в самом человечестве, во всем мире, в этом будет смысл всего бытия.

Смысл истории в европейской философии

Историческому процессу достаточно много внимания уделили немецкий философ Ф. Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Георг Вильгельм Фридрих Гегель подробнее . Его философия одна из самых запутанных, однако можно вывести три основных положения:

  • реальность представляет собой процесс самопознания, в котором реализуется бесконечный Абсолют, абсолютный дух;
  • Абсолют постоянно развивается, сама его жизнь есть диалектика;
  • диалектика носит умозрительный характер, ее нельзя проверить.

Смысл истории Гегель связывал с движением к Абсолюту, причем в качестве сущности духа он называл свободу. Вся человеческая история связывалась им с движением к свободе и ее познанием.

Многие европейские историки и философы, не принадлежащие к «чистой» религиозной философии высказывают тем не менее сходные с ними позиции. Так, французский историк Э. Калло считает, что человеку свойственно видеть во всем цель, приписать его, в том числе своего существования. История потому имеет смысл, поскольку человек вкладывает какой-то смысл в каждое происходящее событие. Смысл исторического процесса строится из значения единичных фактов, которые связываются между собой.

Р. Арон полагает, что анализ смысла истории следует начинать с самого принципа историзма, т.е. подходить к ней с позиции критического рассмотрения. У каждого поколения мы увидим свои вопросы к истории. Арон считает, что связывать смысл истории с будущим человечества не стоит, поскольку исторический процесс не детерминирован сверху, никто не может задать его направление. Исторический процесс рождается как результат взаимодействия (сопряжения сил) множества отдельных личностей, каждый при этом преследует свои цели. Поэтому на выходе всегда получается результат, которого никто не ждал, и никто не хотел. Арон отрицает наличие жестких причинно-следственных связей, как и строгой необходимости смены событий. В любой момент может сыграть один из бесконечного множества непредвиденных факторов, в результате чего любой прогноз окажется неверным. Смысл истории следует увязывать с человеком, его попытками преодолеть все обстоятельства силой своего разума.

Смысл истории в философии Ясперса и Левита

Ясперс в своей философии поиск смысла истории начал с вопроса «Что есть история?». История – это не природный процесс, это история людей, которые хранят и передают веками сложившиеся традиции. В этой традиции заключается существенная часть их истории. Исторический процесс прервется, если человечество забудет, что было накоплено их предками. Устойчивость традиции связывается философом с социальной стабильностью, т.к. в условиях нарушения благоприятных общественных условий «привычные формы жизни распадаются и воцаряется полнейшая неуверенность». Ясперс полагал, что смысл истории заключается в человеческом единстве, понимании мира духа.

Смысл истории по Ясперсу складывается из поставленных перед человечеством целей:

  • цивилизация и гуманизация человечества;
  • достижение свободы и ее осознание;
  • раскрытие величия человека и его творческого начала;
  • открытие бытия в человеке.

Каждое поколение так или иначе пытается реализовать эти цели в соответствии со своими интересами и потребностями.

Еще один немецкий философ К. Левит подчеркивал, что говорить о смысле истории можно только относительно человеческого общества, поскольку в природе нет никакого смысла. Но при этом он соглашался с тем, что конечный замысел должен присутствовать, поскольку без него вся история человечества была бы бессмыслицей.

Сейчас представления философов о смысле истории кардинально меняется. Невозможно узнать или открыть смысл истории, подобно тому, как открывают научные законы. Не существует никакого плана и заданного свыше смысла. Смысл историческому процессу и самому существованию человечества придает исключительно сам человек. Однако вкладывание определенного смысла в то или иное историческое событие или явление связано с выбором соответствующего пути развития человечества, что накладывает значительную ответственность на его плечи. Осознание этой ответственности есть первейшая задача человечества.