Понятие ценности в философии
Ценность – это соотношение между тем, что есть объект, и тем, каким он должен быть по представлению субъекта.
Если эти параметры совпадают, то объект приобретает ценность для субъекта, он считается хорошим и ценным, если же объект не отвечает предъявляемым требованиям, то он считается безразличным или ценностно нейтральным.
Стоит учитывать, что ценность не равна представлению истины, а противопоставляется ей. Истина отражает действительное положение вещей, реальные свойства объекта, что находит выражение в характеристиках объекта, его описании, в то время как ценностное отношение – в оценке и лично значимых основаниях. Ценность является универсальной категорией, такой же, как истина, поскольку любая деятельность человека невозможна без совершения оценок, использования таких слов, как «хороший», «плохой», «основное», «второстепенное», «правильный» и т.д.
Понятие ценности менялось на протяжении времени. В Древней Греции ценность связывали с материальными качества, т.е. это нечто, что можно продать и получить за это средства, значит, это ценно. Таким образом, в античной философии ценность связывалась прежде всего с категорией блага. Философы также начали использовать понятие ценности шире. Они рассматривали ценность как то, что в принципе может быть полезно, принести добро и пользу.
В традиции Древней Греции ценность оказалась связана не только с личным благом человека, но и с благом коллектива. Аристотель вслед за Платоном считал, что имеет ценность то, что приближает человека к его цели, соответственно, с ценностью стали сопрягаться слова «цель» и «целеполагание».
В эпоху Нового времени понятие ценности вновь получает звучание. На волне гуманистической философии происходит обращение к человеку, морали и нравственности. Ценность понимается как категория, показывающая важность и значимость не только объекта, но и человека. Гоббс писал, что «пусть люди… ценят самих себя как угодно высоко, их истинная цена не выше той, в которую их оценивают другие».
Таким образом, ценность представляет собой многозначное понятие, которое можно представить в следующих аспектах:
- оценивание объекта или действия, что, что значимо для человека или группы лиц;
- ценность как философско-моральная категория – «этические ценности» (сострадание, любовь, доброта, жалость и т.д.).
Ценность и благо
Если в ранней философской трактовке ценность понималась как любой объект, имеющий значение / ценный с точки зрения рыночных отношений (купли-продажи), то с развитием теории ценностей стали различать понятие собственно ценности и блага. Ценности все больше мыслятся как философские категории, этические или эстетические ценности, ценности культуры. Это то, что было приобретено и усвоено из социально обобщенного опыта человечества, приобрело стабильность, является признанным и желаемым образцом. В таком виде ценность становится критерием постановки и выбора целей, действий и ожидаемых результатов. Каждое общество имеет свои главные цели, члены этого общества, в целом, их разделяют.
Я. Фриз, И. Гербарт понимали под ценностями именно социальные образцы поведения, на которые в основном отпираются выносимые оценки. Риккет также под ценностями подразумевал образцы, которые являются общезначимыми или трансцендентальными. При этом Риккет подчеркивал, что необходимо отличать ценности от блага, в котором последние могут воплощаться. В обычном словоупотреблении ценности и блага смешиваются и вводят в заблуждение. Блага представляют собой вещественные носители, предметы, в которых воплощаются ценности. Однако такое смешение приводит к снижению статуса самих ценностей в обществе, их релятивистское (относительное) понимание вследствие отождествления философско-моральных категорий и материальных ценностей. Такая ситуация может привести к формированию догматизма, когда в обществе происходит не различение ценности и блага, которое традиционно за ней закрепилось, в форме которого она воплощается слишком долгое время.
Наиболее ярким примером может быть ценность благополучия, которую часто воплощают в деньгах. Во многих обществах на протяжении истории количество денежных средств напрямую связывалось с добром и благополучием человека, однако личная удовлетворенность человека своей жизнь, его счастье, как известно, от количества денежных средств не зависят.
Целостность человека и проблема ценностей
Проблема связи ценностей и целостности человека приобрела особую актуальность в существующих исторических и культурных условиях, когда на повестку дня вышел релятивизм и постмодернизм, а человек живет в условиях отсутствия четко выраженной системы нравственных координат.
В этой сложной обстановке личностные ценности человека могут быть тем якорем, который не даст ему погрузиться в хаос сегодняшнего мира. Они выступают связью между реальными и идеальными аспектами бытия, на подсознательных началах человек всегда будет стремиться в своей деятельности и своих оценках к заданному ему началу-идеалу. Только через реализацию имеющихся ценностей человек способен раскрыть всю глубину собственного существования. Ценности как бы стягивают все духовные явления и духовное многообразие к разуму человека, заставляя его чувствовать и вырабатывать собственное личностно-эмоциональное отношение к миру.
Наличие ценностей у человека показывает его небезразличие по отношению к окружающему его миру, к нему самому и другим людям. При этом ценностное отношение предполагает наличие двух компонентов:
- процессуальный (динамический)
- содержательный
Выработка определенного отношения к другому объекту предполагает действие (процесс) по оцениванию его и соотнесению с собственной системой ценностей, а содержательный компонент определяет характер самой оценки. Таким образом, ценности не существуют сами по себе, а всегда отражают связь «объект-субъект».
Ценности выступают как важнейший фактор самоорганизации человека, фактор проявлении его волевых качеств, как личностный ресурс, являющийся детерминантом целей, действий, что определяет образ жизни человека.