Сущность демаркации и верификации
Демаркация – это определение границ эмпирических и теоретических наук, науки и философии, научного и вненаучного знания.
Проблема демаркации науки и ненауки – один из острых вопросов философии ХХ века, поднимавшийся в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизме. Данная проблема сформировалась в 20-30х годах ХХ века в кругах логических позитивистов, участников «Венского кружка», к которым относят Шлиба, Карнапа, Рейхенбаха, Гемпеля, Франка и др. Вдохновителями кружка были Рассел и Витгенштейн, а основал данный кружок – О. Конт. В качестве предмета исследования позитивизм рассматривает науку, а логические позитивисты занимались логическим анализом языка и науки.
Верификация – это одно из понятий методологии науки, которым характеризуется возможность установить истину научных утверждений после их эмпирической проверки.
Основной принцип верификации заключается в том, что любое предложение считается научным, только если оно может быть верифицировано, то есть, есть возможность установить его истинность формально, благодаря наблюдению.
Если предположение не может быть верифицировано, то оно не считается научным.
Иными словами, верификация – это проверка, проверяемость, способ подтвердить определенными доказательствами какие-либо теоретические положения, алгоритмы, программы и процедуры через их сопоставление с эталонными образцами, алгоритмами или программами.
Принцип верификации выдвинул так называемый Венский кружок.
Карл Поппер – австрийский и британский философ и социолог, иногда он принимал участие в работе Венского кружка, но при этом не соглашался с основными идеями неопозитивизма – редукционистской трактовкой теоретических знаний, верификацией, отрицательным отношением к роли идей философии в научном становлении.
По мнению Поппера, одной из центральных идей философии науки является идея определения критерия демаркации науки и не науки, в качестве которого Поппером был предложен принцип фальсифицируемости в качестве принципиальной опровержимости любой научной теории. У научных теорий всегда есть собственный предмет и границы, поэтому они должны быть принципиально фальсифицируемыми.
К научным теориям относят не только системы знаний, которым могут быть найдены потенциальные фальсификаторы, то есть положения, противоречащие теориям положения, истинность которых может быть установлена экспериментальным путем. Наука занимается изучением реального мира, стремясь к получению истинного описания мира. Путь к такому знания пролегает через выдвижение гипотез, построение теорий, их нахождение и опровержение, движение к новым теориям. Прогресс науки заключается в последовательности сменяющих друг друга теорий через их опровержение и постановку новых проблем. Иными словами, процесс развития научного знания Поппер рассматривал в качестве одного из проявлений исторической эволюции, проводя параллель биологической эволюции и роста научного знания.
Еще одна отличительная черта концепции роста научного знания Поппера – антииндуктивизм. Он резко критиковал познавательную значимость индукции и считал методом развития научного знания метод выдвижения новых гипотез. По Попперу, любое научное знание гипотетическое, предположительного характера, и оно подвержено ошибкам. Этот тезис о принципиальной погрешимости знаний назвали фаллибилизмом.
Поппер в конце 1960х годов выдвинул оригинальную теорию трех миров:
- физический – физические сущности;
- ментальный – духовные состояния человека, сознательного и бессознательного;
- объективное знание – научные теории и проблемы, объяснительные мифы и произведения искусства, нередуцируемые друг другу.
Порождение новых идей, гипотез и теорий – это результат взаимодействия между всеми мирами.
Критика концепции Поппера
Концепция роста знания, которую предложил Поппер, описывала процесс происхождения новой теории феноменологически, но не структурно. Методологические требования, которые он сформулировал, не всегда были согласованы с реальной историей науки. Обнаружение эмпирических фактов, которые противоречат выводам теории, в соответствии со взглядами Поппера, - это ее фальсификация, а фальсифицированную теорию следует отброшена. Но, основываясь на истории науки, теория не отбрасывается, особенно если эта теория – фундаментальная. Устойчивость фундаментальных теорий относительно отдельных фактов-фальсификаторов, учел и развил в своей концепции исследовательских программ И. Лакатос.
Методологическую концепцию Поппера назвали фальсификационизмом, основной принцип которой – принцип фальсифицируемости:
- логические соображения, верификация научных утверждений, их обоснование посредством эмпирических данных, ни одно общее предложение не может быть обосновано частными предложениями, которые могут только опровергать его;
- асимметрия подтверждения и опровержения общих предложений и критика индукции в качестве метода обоснования знания привели Поппера к фальсификационализму;
- отвергается существование критерия истины – критерия, позволяющего выделить истину из всей совокупности убеждений человека;
- непротиворечивость и подтверждаемость эмпирическими данными не могут выступать как критерий истины, любая фантазия может быть представлена в непротиворечивом виде, а ложные убеждения часто подтверждаются;
- единственное, на что способен человек – это обнаружить ложь во взглядах человека и отбросить ее, чем приблизиться к истине;
- научное познание и философия науки базируются на двух фундаментальных идеях: идее о то, что наука может найти и продемонстрировать истину, и идею о том, что наука освобождает человека от заблуждений и предрассудков. Поппер отбрасывал первую из них. Однако вторая идея все же обеспечит прочную гносеологическую основу его методологической концепции.