Понятие насилия и ненасилия
Ненасилие – это система ценностей, этическая и социальная концепция и практика, включающая неприятие насилия и отказ от использования насилия с целью достижения любой цели.
Насилие, в узком смысле, - это использование грубой силы, преимущественно физической, предполагающей нанесение телесных повреждений, убийство, ограбление, поджог и пр.
Насилие, в широком смысле, - это подавление человека, не только физически, но и психологически, морально, экономически, идеологически и пр.
Формы и методы насилия модернизируются и совершенствуются вместе с развитием общества. Дисциплинарное время и пространство, а также манипуляция общественным мнением посредством СМИ, «шоковая терапия», «промывание мозгов», «модификация поведения» - все это примеры новейших технологий виртуального насилия.
В жизни каждого человека и целого человечества огромная роль отведена таким понятиям, как добро и зло, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое, должное и недопустимое и пр. Все эти понятия и явления имеют одно общее свойство – значимость для человека, что-то желательное, предпочтительное или нежелательное и пагубное. Все это может быть обозначено единым понятие ценности, а философское учение о ценностях называют аксиологией.
Ценность – это не вещь и не какие-то определенные свойства вещи. Чтобы появилась ценность, необходим субъект, его деятельность и направленность на какой-то объект. Вне субъекта ценность не существует. Иными словами, ценность предстает перед человеком в качестве отношения, причем достаточно специфического, так как она связывает объект не с другим объектом, а с субъектом, то есть носителем определенных социальных и культурных качеств.
Важнейшим аспектом понимания ценностей выступает механизм их формирования. Очевидно, что ценности не могут передаваться по наследству, они имеют надбиологические свойства. Формирование ценностей протекает в обществе, а личность из всего многообразия вещей, явлений и процессов социальной и природной действительности выбирает только значимое для нее и может складываться впечатление, что формирование ценностей – процесс исключительно субъективный, зависящий только от личностных предпочтений и внутренних устремлений.
В обществе может наблюдаться некоторое разнообразие ценностей. К ним относят патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, классовую солидарность, веру, надежду, героизм, самопожертвование, красоту, истину, добро и зло, любовь и пр.
Добро и зло, справедливость и несправедливость, эгоизм и альтруизм относят к нравственным ценностям. Эти ценности принадлежат миру людей, то есть к природе эти понятия относить нельзя, сами по себе природные явления не могут быть добрыми или злыми.
На первый взгляд может показаться, что каждый человек обладает специфическими представлениями о добре и зле, справедливости и несправедливости. Эти представления могут отличаться от представлений других людей о том же самом. Однако, если бы это было так на самом деле, то люди не могли бы совместно существовать, невозможно было бы воспитать детей и процесс социализации не имел бы смысла. Так как социализация – это процесс усвоения личностью ценностей, правил и поведенческих норм, принятых в рассматриваемом обществе. Личностный момент нравственных ценностей, безусловно, имеет решающее значение, однако, человек получает представление о них из окружающей социальной среды.
Насилие – это общественное отношение, в процессе которого одни индивиды или группы, посредством внешнего принуждения, которое представляет угрозу жизни, подчиняет себе других, их способности, производительные силы и собственность. Иными словами, в таком определении подчеркнут социальный характер насилия и тот факт, что применяется оно во всех сферах общественной жизни – экономической, политической и духовной. Его субъекты и объекты – это реальные личности, классы и группы людей, а также целые нации и государства. В социальной философии выделяют две трактовки насилия:
- в качестве общественного института и отношения;
- в качестве проявления индивидуальной агрессии человека, иррационального биологического инстинкта.
Принцип ненасилия
Ненасилие в качестве теории и практики возникло в ХХ веке и было связано с именем Льва Толстого, М. Ганди и М.-Л. Кинга.
Ненасилие – это высшая ступень борьбы с социальной несправедливостью – ненасильственная. В качестве общего этического принципа ненасилие выступает безусловным запретом на насилие. В качестве особой программы конкретной деятельности оно направляется на разрешение тех конфликтов, которые обычно решались нравственно разрешенным насилием.
Принцип ненасилия говорит о том, что во всех случаях необходимо действовать ненасильственно. М. Ганди считал ненасилие покоем, но активное ненасилие можно принять за любовь. Несомненно, что ложь может считаться матерью насилия.
Мартин Лютер Кинг сформулировал 6 принципов ненасилия:
- ненасилие в качестве метода борьбы требует мужества, являющееся активным ненасильственным сопротивлением;
- в борьбе нельзя унижать противника, нужно завоевывать его понимание и дружбу;
- ненасилие выступает как борьба со злом, а не с жертвами, которые творили это зло;
- нужно быть готовым к принятию страдания и не отвечать на удар ударом, быть готовым к заключению в тюрьму;
- духовное насилие недопустимо, так же, как и физическое, центр насилия – это принцип любви, предполагающий распространение доброй воли на всех людей;
- на стороне справедливости стоит весь мир. Справедливость выступает вселенским, космическим началом, содействующим справедливости посредством любви и ненасилия, внося во вселенную гармонию.
Основными методами ненасильственных действий выступают диалог, переговоры и посредничество какого-нибудь морального авторитета.