Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Антропологический кризис: разрушение образа человека и угроза его существованию

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Философская антпропология / Антропологический кризис: разрушение образа человека и угроза его существованию
Антропологический кризис: разрушение образа человека и угроза его существованию
Замечание 1

Антропологический кризис связан в первую очередь с развитием техногенной цивилизации.

С одной стороны, развитие науки и техники дало человечеству высокий уровень качества жизни и потребления товаров, медицинского обслуживания, что привело к повышению благосостояния и продолжительности жизни человека. С другой стороны, излишки развития техники пагубно сказываются на здоровье человек и на ощущении им своего внутреннего мира. Человек, окруженный техникой, попадает под ее влияние, перестает чувствовать единство себя с другими людьми.

Проявления антропологического кризиса

  • Биотехнологизация. Современные философы констатируют нарастающую с каждым годом тенденции на внедрение в организм человека элементов технического. Это обуславливает биологические изменения в человеке как виде, на что активно указывают сторонники «технологизации» природы человека.

    Таким образом, на смену био-человеку приходит техно-человек, пост-человек. Он является обладателем технически созданных искусственных органов. Он встраивает в свое тело технические устройства и приборы, которые раскрывают у человека дополнительные способности и возможности. Он стремится нивелировать границу между своим сознанием и искусственным интеллектом. Главный минус нового вида человека – это его полная зависимость от техногенной цивилизации, невозможность существовать без пребывания в ней. Естественная, природная среда предстает как нечто чуждое природе человека.

  • Управление сознанием. Развитие средств массовой информации и Интернет технологий обуславливает управление сознанием масс. Оно происходит незаметно и ненасильственно, информация начинает играть роль оружия. Посредством рекламы, броских информационных сообщений рыночная экономика, довлеющая в техногенной цивилизации, формирует у человека нужное настроение, формирует экономический спрос и потребность человека приобрести что-то. Для этого используются теоретические наработки нейрофизиологического програмирования, касающиеся сферы подсознания человека.

  • Трансформация мировоззрения. Под влиянием развития и достижений техногенной цивилизации у человека изменяется мировоззрение. Взгляд человека на мир подчиняется быстро изменяющимся условиям труда и общения. Кризис мировоззрения заключается в легкой его управляемости. Все сферы жизни человека предстают как площадки для приложения технологий. Среди личностных качеств человека в первую очередь подчеркиваются гибкость и универсальность.

Помощь со студенческой работой на тему
Антропологический кризис: разрушение образа человека и угроза его существованию

Техногенная цивилизация расценивает строгость традиционных морально-нравственных установок общества. По многим позициям она опускает нормы морали, призывает получать от жизни больше удовольствия, что в некоторой степени также является проявлением антропологического кризиса.

Антропологическая катастрофа М. Мамардашвили

Замечание 2

Концепт «антропологической катастрофы» был заявлен в философском проект советского философа Мераба Мамардашвили. Характерной особенностью подхода Мамардашвили является то, что он рассматривает проблематизацию природы человека совместно с кризисным состоянием цивилизации в целом.

Катастрофа человека проявляется в потере человеком личностной целостности. Мамардашвили использует творчество Ф. Кафки для характеристики этого. В потере целостности личности мыслитель отмечает следующее:

  1. Фрагментарность сознания человека.
  2. Одиночество человека.
  3. Отсутствие определенной цели и смысла жизни.

Мыслитель отмечает три тревожных проявления кризиса человека, метафора трех К.

  1. Первое К – это философия Картезия. Основной тезис философии Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат Основы философии подробнее «я мыслю, следовательно, существую». Посредством него, считает Мамардашвили, Декарт замкнул человека на самом себе.
  2. Второе К – философия Канта По данной теме мы уже выполнили реферат Этика Канта подробнее , в которой утверждается существование интеллигибельных сущностей и возможность осмысленности мира.
  3. Третье К – принцип Кафки, согласно с которым утрачивается грань между отсутствием и наличием морали, между пониманием добра и зла.