Мораль и ее структура
Мораль – это представления о хорошем и плохом, о добре и зле, принятые в рассматриваемом обществе, а также поведенческие нормы, вытекающие из этих представлений.
Структура морали:
- нравственное сознание;
- нравственные отношения;
- нравственная деятельность;
- моральные ценности.
Нравственное сознание
Нравственное (моральное) сознание – это совокупность некоторых чувств, воли, норм, принципов и идей, через которые субъект отражает мир ценностей добра и зла.
Нравственное сознание может быть индивидуальным, групповым и общественным.
Также выделяют психологический и идеологический уровни сознания.
Психологический уровень содержит следующие компоненты:
Бессознательное:
- в бессознательном находят отражение остатки инстинктов, естественных нравственных законов, психологических комплексов и прочих феноменов;
- бессознательное и «Сверх-Я» преимущественно врожденные, но может составлять и целую систему уже сформированных жизнью комплексов, которые существенно влияют на выбор зла.
Нравственные чувства:
- нравственными чувствами считают любовь, сострадание, благоговение, стыд, совесть, ненависть, злобу и пр.;
- частично нравственные чувства врожденные, то есть у человека с момента рождения, даны ему природой, а частично социализируемы и воспитуемы;
- степень развития нравственных чувств индивида характеризует нравственную культуру рассматриваемого субъекта.
Определение 3Стыд – это моральное чувство, благодаря которому человек осуждает собственные действия, мотивы и моральные качества.
Содержание стыда – это переживание вины. Стыд выступает первоначальным проявлением нравственного сознания, а в отличие от совести носит более внешний характер. Стыд, рассматриваемый как элементарная форма нравственного сознания, в первую очередь, выражает отношение человека к удовлетворению своих естественных потребностей.
Определение 4Совесть – это нравственно-психологический механизм самоконтроля. Этикой признается, что совесть выступает как личное сознание и личное переживание, затрагивающее правильность, достоинства, честность и другие ценности добра всего того, что было сделано, делалось или будет делать человек. Совесть выступает как связующее звено нравственного порядка на душе человека и нравственного порядка мира, в котором живет человек.
Концепции совести:
- эмпирические теории совести базируются на психологии и стремятся объяснять совесть посредством приобретенного личностью знания, определяющего ее нравственный выбор;
- фрейдизм, объясняющий совесть в качестве действия «Сверх-Я», посредством которого общество может контролировать волю индивида;
- бихевиоризм смотрит на совесть посредством дихотомии «наказание-вознаграждение», когда личность начинает исполнять вознаграждаемые действия и избегать наказуемые;
- интуитивизм рассматривает совесть в качестве врожденной способности морального суждения, а также в качестве умения мгновенно определять, что считать правильным;
- мистическими теориями совести установлена ее связь с религиозным опытом. Здесь под совестью обычно понимают невидимую и таинственную силу, которая присутствует в человеке и которая заставляет его делать то, что принято считать правильным и добрым. Иногда здесь совесть понимается в качестве голоса Ангела-Хранителя или даже Самого Бога. Совесть является осознанным долгом совершать конкретные дела в следовании моральному закону.
Воля:
- субъективная способность к самодетерминации очень значительна для человеческой нравственности, так как она характеризует свободу человека в процессе выбора добра или зла;
- этика основывается на том положении, что воля человека изначально своим свободным характером отличается в ходе выбора добра и зла и это составляет ее отличительную особенность человека, выделяющую его из мира животных;
- нравственность помогает развивать волевые качества, формируя так называемую позитивную человеческую свободу, как его способность делать выбор в пользу добра и вопреки собственным пристрастиям или внешнему принуждению.
Идеологический уровень нравственного сознания состоит из норм, принципов, идей и теорий.
Нравственная норма включает:
- правило человеческих действий, сформированное в его разуме на основании тех или иных моральных ценностей;
- некоторое требование к поведению индивида, направленному на реализацию той или иной ценности, в связи с чем, количество нравственных норм и принципов не ограничено;
- такие требования предполагают и субъект, выбор которого характеризует чистота мотива, что заставляет субъект подняться над окружающими обстоятельствами, сделали прорыв условий, необходимых связей, которые его опутали;
- присутствует общий характер, обращенность ко всем людям;
- имеется внеинституциональный характер – санкции за исполнение или нарушение нравственных норм накладывают не социальные институты, как в праве, где такого рода функцию выполняет государство, а нравственное сознание самого субъекта, а также общественное мнение.
Нравственные принципы:
- наиболее общие нормы;
- возникновение проблемы отбора наиболее значимых принципов;
- особая роль в нравственности принадлежит так называемым общечеловеческим принципам, таким как уважение отца и матери, запрет на убийство и кражи, и прочие смертные грехи и пр. Особую значимость среди всех общечеловеческих принципов имеет так называемое «золотое правило морали», которое говорит, что относиться к другому человеку следует так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе;
- широкая известность также приобретена важнейшими принципами христианской морали, а именно принципами любви. Все слышали выражение «люби врага своего», «люби Бога больше себя, а другого человека как самого себя», предполагающие, что человеку следует простить и благословить любого, кто злословит в его сторону, проклинает или ненавидит, молиться за них и не делать зла.