Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Структура морали. Нравственное сознание, его источники и уровни, реализация их в поведении и деятельности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Структура морали. Нравственное сознание, его источники и уровни, реализация их в поведении и деятельности
Структура морали. Нравственное сознание, его источники и уровни, реализация их в поведении и деятельности

Мораль и ее структура

Определение 1

Мораль – это представления о хорошем и плохом, о добре и зле, принятые в рассматриваемом обществе, а также поведенческие нормы, вытекающие из этих представлений.

Структура морали:

  • нравственное сознание;
  • нравственные отношения;
  • нравственная деятельность;
  • моральные ценности.

Нравственное сознание

Определение 2

Нравственное (моральное) сознание – это совокупность некоторых чувств, воли, норм, принципов и идей, через которые субъект отражает мир ценностей добра и зла.

Нравственное сознание может быть индивидуальным, групповым и общественным.

Также выделяют психологический и идеологический уровни сознания.

Готовые работы на аналогичную тему

Психологический уровень содержит следующие компоненты:

  1. Бессознательное:

    • в бессознательном находят отражение остатки инстинктов, естественных нравственных законов, психологических комплексов и прочих феноменов;
    • бессознательное и «Сверх-Я» преимущественно врожденные, но может составлять и целую систему уже сформированных жизнью комплексов, которые существенно влияют на выбор зла.
  2. Нравственные чувства:

    • нравственными чувствами считают любовь, сострадание, благоговение, стыд, совесть, ненависть, злобу и пр.;
    • частично нравственные чувства врожденные, то есть у человека с момента рождения, даны ему природой, а частично социализируемы и воспитуемы;
    • степень развития нравственных чувств индивида характеризует нравственную культуру рассматриваемого субъекта.
    Определение 3

    Стыд – это моральное чувство, благодаря которому человек осуждает собственные действия, мотивы и моральные качества.

    Содержание стыда – это переживание вины. Стыд выступает первоначальным проявлением нравственного сознания, а в отличие от совести носит более внешний характер. Стыд, рассматриваемый как элементарная форма нравственного сознания, в первую очередь, выражает отношение человека к удовлетворению своих естественных потребностей.

    Определение 4

    Совесть – это нравственно-психологический механизм самоконтроля. Этикой признается, что совесть выступает как личное сознание и личное переживание, затрагивающее правильность, достоинства, честность и другие ценности добра всего того, что было сделано, делалось или будет делать человек. Совесть выступает как связующее звено нравственного порядка на душе человека и нравственного порядка мира, в котором живет человек.

    Концепции совести:

    • эмпирические теории совести базируются на психологии и стремятся объяснять совесть посредством приобретенного личностью знания, определяющего ее нравственный выбор;
    • фрейдизм, объясняющий совесть в качестве действия «Сверх-Я», посредством которого общество может контролировать волю индивида;
    • бихевиоризм смотрит на совесть посредством дихотомии «наказание-вознаграждение», когда личность начинает исполнять вознаграждаемые действия и избегать наказуемые;
    • интуитивизм рассматривает совесть в качестве врожденной способности морального суждения, а также в качестве умения мгновенно определять, что считать правильным;
    • мистическими теориями совести установлена ее связь с религиозным опытом. Здесь под совестью обычно понимают невидимую и таинственную силу, которая присутствует в человеке и которая заставляет его делать то, что принято считать правильным и добрым. Иногда здесь совесть понимается в качестве голоса Ангела-Хранителя или даже Самого Бога. Совесть является осознанным долгом совершать конкретные дела в следовании моральному закону.
  3. Воля:

    • субъективная способность к самодетерминации очень значительна для человеческой нравственности, так как она характеризует свободу человека в процессе выбора добра или зла;
    • этика основывается на том положении, что воля человека изначально своим свободным характером отличается в ходе выбора добра и зла и это составляет ее отличительную особенность человека, выделяющую его из мира животных;
    • нравственность помогает развивать волевые качества, формируя так называемую позитивную человеческую свободу, как его способность делать выбор в пользу добра и вопреки собственным пристрастиям или внешнему принуждению.

Идеологический уровень нравственного сознания состоит из норм, принципов, идей и теорий.

Нравственная норма включает:

  • правило человеческих действий, сформированное в его разуме на основании тех или иных моральных ценностей;
  • некоторое требование к поведению индивида, направленному на реализацию той или иной ценности, в связи с чем, количество нравственных норм и принципов не ограничено;
  • такие требования предполагают и субъект, выбор которого характеризует чистота мотива, что заставляет субъект подняться над окружающими обстоятельствами, сделали прорыв условий, необходимых связей, которые его опутали;
  • присутствует общий характер, обращенность ко всем людям;
  • имеется внеинституциональный характер – санкции за исполнение или нарушение нравственных норм накладывают не социальные институты, как в праве, где такого рода функцию выполняет государство, а нравственное сознание самого субъекта, а также общественное мнение.

Нравственные принципы:

  • наиболее общие нормы;
  • возникновение проблемы отбора наиболее значимых принципов;
  • особая роль в нравственности принадлежит так называемым общечеловеческим принципам, таким как уважение отца и матери, запрет на убийство и кражи, и прочие смертные грехи и пр. Особую значимость среди всех общечеловеческих принципов имеет так называемое «золотое правило морали», которое говорит, что относиться к другому человеку следует так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе;
  • широкая известность также приобретена важнейшими принципами христианской морали, а именно принципами любви. Все слышали выражение «люби врага своего», «люби Бога больше себя, а другого человека как самого себя», предполагающие, что человеку следует простить и благословить любого, кто злословит в его сторону, проклинает или ненавидит, молиться за них и не делать зла.