Социально-политическая проблематика в философском творчестве русского философа начала $XX$ века С.Л. Франка, как и других мыслителей в это время, занимала одно из ключевых мест.
Франк, будучи религиозным мыслителем, исходит в своих воззрениях на устройство общества из идеи поиска примирения между христианскими ценностями и моральными установками человеческого общежития и реальным положением дел, в котором присутствует социальная несправедливость и произвол.
Два царства
Франк начинает свои рассуждения о политическом с прояснения того, что значит христианство для цивилизации. С его точки зрения, христианство принесло в ее рамки новую идею социального устройства – будущее Царство Божие. Оно прочно пребывает в общественном сознании.
Обещание будущего Царства Божия продолжает сосуществовать с трагизмом мира. Человеку приходится жить в двух мирах одновременно: в справедливом и праведном христианском мире и греховном, обыденном. Грань между праведной и грешной жизнью четко не определима, т.к. она пребывает в душах людей.
Исходя из этого, Франк говорит о наличии двух видов этики: «этики благодати» и «этики закона». Вместе они являются проявлением христианской любви, но это происходит по-разному. В рамках идеального общественного бытия этика проявляется как благодать, получаемая людьми от жизни во Христе, в рамках «бытия в мире» нравственная активность тоже проявляется, но она облечена в форму устойчивых моральных установок, в форме «политики любви».
Персональное и всеобщее спасение
Франк наравне с делением на две этики говорит о необходимости не только персонального спасения, но и всеобщего. Это проявляется следующим образом:
- Христианство учит о стремлении каждого человека к спасению. Но наравне с этим человек должен стремиться спасти и других. Франк говорит о солидарности людей в деле спасения. Основой мыслитель берет призыв Христа духовно спасаться, объявленный всему миру. Спасение – это всеобщее, общечеловеческое дело.
- Указанное всеобщее спасение осуществляется посредством благодати и закона. Посредством благодати мир спасается действием Бога, а человек выступает проводником Его воли. Наличие же духовного закона предполагает установление определенного рода границ, способствующих определению каждым человеком своего пути к Богу. Человек нравственно активен, но эта активность должна направляться в нужное русло, иными словами, нужно способствовать духовному росту общества.
Естественный закон
Франк считает, что общество и мир может быть огорожено от зла и греховного начала посредством наличия закона, который мыслитель, согласно с католичеством, называет естественным законом. Естественный закон – это установленный Богом всеобщий закон нравственного сосуществования людей. Отступление от естественного закона с точки зрения Бога является проявлением греха.
Франк понимает, что неукоснительно идеального соблюдения естественного закона быть не может. Он считает, что определенные намеки на это присутствуют в понятиях семьи, частной собственности и государства.
Франк - не противник частной собственности, он считает, что ее идею нужно распространить на большее количество людей. Мыслитель - сторонник сочетания коллективизма и индивидуализма в обществе и государстве.
Франк - противник утопизма. Он считает, что утопия стоит на заведомо недостижимых позициях идеального сообщества, что только отвлекает от решения реальных проблем, ограничивает действие.
Критика христианского социализма
С.Л. Франк выступает с критикой популярной в русской мысли рубежа $XIX-XX$ вв. идеи христианского социализма.
Он принимает идею социальной заботы христианства, считая, что оно должно быть активным участником решения общественных проблем. Но социализм стоит на принципиальных позициях общественной собственности, что носит принудительный характер. Такая принудительность неприемлема с точки зрения христианского мировоззрения. Добродетель не может воспитываться посредством давления, поэтому христианин должен отвергнуть социалистическую идеологию.