Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Человек в философии и культуре Древнего Востока

Первочеловек

Замечание 1

В индийской и китайской философии и культуре творение мира связывается с присутствием образа «первочеловека», который организует первичный мировой хаос.

В ведической литературе Индии говорится о тысячеглазом и тысяченогом Пуруше, из которого творится универсум. Он же дает прообраз идеального сообщества. Так и в мифологии Китая присутствует сверхъестественный человек Пханьгу, также рождающий из себя мир.

Индийская философия о человеке

Согласно Ведам и Упанишадам, объединяющим в себе мифологические, религиозные и философские положения о человеке, антропологическая проблематика связана с морально-нравственной составляющей. Здесь говорится о нравственности человека, дается путь к совершенствованию, освобождению от страстей и страданий, присущих миру. Человек, как обладатель личной души, должен растворить ее в мировой душе – это цель морального совершенствования человека.

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»
Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд 👍
Попробовать

Человек – это часть мировой души. Учение о переселении душ - душа человека перевоплощается, грань между миром людей и миром духовных сущностей преодолима. Душа человека, достигшего нравственного совершенства, более не перевоплощается, а становится чистой духовностью.

Также в антропологическом учении индийской философии присутствует еще два ключевых понятия:

  1. сансара,
  2. карма.

В Упанишадах сансара – это ряд перерождений, на который обречена душа человека. Карма же представляет собой императивный закон, в связи с которым и происходят указанный круговорот душ. Согласно карме новое воплощение души определяется уровнем достигнутого нравственного совершенства в предыдущих рождениях. Преуспевший в совершенствовании себя, вновь родится в более высоком положении, а не старающийся о моральном изменении опуститься ниже. Изменения положения человека здесь связаны со сменой социального положения.

Китайская философия о человеке

Замечание 2

Философия Конфуция – это антропоцентрическая философия. Ключевой онтологической категорией конфуцианства является понятие «небо», которое характеризует высшее выражение духовности и определяет поведение и жизнь человека.

Полезно для написания работы по теме «Человек в философии и культуре Древнего Востока» 👇
Готовые работы
Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.
Подробнее
Консультация эксперта
80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.
Подробнее
Помощь в написании работы
Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.
Подробнее

Конфуция в первую очередь интересует нравственное поведение человека. Человек обладает некоторыми моральными установками, для дальнейшего совершенствования он должен им следовать.

Цель совершенствования – достижения состояния «благородного мужа». Процесс этого достижения включает в себе ряд этапов. Основное место среди них занимает концепция «жэнъ», означающая гуманность и выражающаяся в «золотом правиле нравственности»: «не делай другому ничего того, чего не хотел, чтобы сделали тебе». Другим ключевым моральным принципом конфуцианства непосредственно касающегося человека – принцип сяо, который представляет собой уважение к родителям и старшим.

Конфуций разрабатывает и другие нравственные императивы. Важным при этом является то, что указанные нравственные установки человека распространяются и на регулирование жизни общества и управления государством в целом.

Свою концепцию человека в рамках китайской философии предлагает и другая школа китайской философии – даосизм. Здесь ключевым в понимании человека является категория пути. Человек должен следовать пути дао. Дао – это невидимый, но всегда действующий закон природы. Поэтому жизненный путь человека, по мнению даосизма, должен соотноситься с указанным законом природы. Человек строит свою жизнь на принципах гармонии.

Дао обречено на гибель, т.к. гармония не может быть достигнута. Человек, живущий согласно принципам даосизма, лояльно относится ко всему происходящему, т. к. понимает неизбежность смерти и уничтожения. Такая же практика безучастия в событиях мира переносится и на практику управления государством: правитель действует согласно с принципом недеяния.

Замечание 3

Итак, философия и культура Древнего Востока в своих рассуждениях о человеке делает упор на сфере его морально-нравственных установок, на их совершенствовании. Улучшение нравов индивидуума рождает справедливое государство.

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 24.09.2022
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot