Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Елизавета Петровна Блаватская, русская писательница и теософ

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Елизавета Петровна Блаватская, русская писательница и теософ
Елизавета Петровна Блаватская, русская писательница и теософ

Биография Елизаветы Блаватской

Елизавета Петровна Блаватская По данной теме мы уже выполнили реферат Материя как философская категория. подробнее (урождённая Елена Ган) – российская дворянка, гражданка США, религиозный философ и теософ, писательница, оккультист и путешественница.

Блаватская объявляла себя избранницей какого-то «великого духовного начала», а также ученицей братства тибетских махатм, начав проповедовать авторскую версию теософии. В 1875 году она в Нью-Йорке создала Теософское общество. Это общество имело целью изучить все без исключения философские и религиозные учения, чтобы выявить в них истину, благодаря которой можно будет раскрыть сверхсилы человека, постичь таинственные природные явления. Позже штаб-квартира данного общества была перенесена в Индию, а в 1895 году оно было переименовано в Теософское общество Адьяр.

Готовые работы на аналогичную тему

Основную деятельность Блаватская развернула в Англии, США и Индии, где были открыты филиалы Теософского общества, и она нашла несколько десятков тысяч последователей. Она была первой русской женщиной, получившей гражданство США.

Елена Ган – первый ребенок в семье офицера конной артиллерийской батареи, полковника Петра Алексеевича Гана. Она родилась 12 августа 1831 года в Екатеринославле.

В связи со служебным положением отца, семья была вынуждена часто менять место жительства.

Учение Блаватской и Теософское общество

В России письма Блаватской с рассказами о ее путешествиях «Из пещер и дебрей Индостана» и «Племена Голубых гор» публиковались под псевдонимом «Радда-Бай». В них Блаватской был проявлен выдающийся литературный талант.

В 1875 году она приступила к написанию работы, в которой критиковала науку и религию, заявляя, что посредством мистицизма могут быть получены достоверные знания. Первый тираж в тысячу экземпляров распродали за 10 дней.

В это же время в Нью-Йорке было основано Теософическое общество, которое ставило перед собой ряд следующих целей:

  • образовать ядро Всемирного Братства, не различая расу, цвет кожи, пол, касту и вероисповедание;
  • помочь в изучении арийских и иных писаний, мировых религий и разных наук, отстаивая важность значения древнеазиатских источников, относящихся к зороастрийской, брахманистской и буддийской По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Религиозная этика буддизма подробнее философии;
  • исследовать тайны Природы во всех возможных аспектах, а в особенности психических и духовных способностях, скрытых в человеке.

Е.Л. Митюгова писала, что теософия Блаватской – это попытка объединения в универсальное учение всех религий посредством раскрытия общности их глубинной сути и обнаружения схожих символов и смыслов.

Соловьев В.С. видел в теософии приспособление буддизма к потребностям европейского атеистического мышления.

Блаватской было организовано несколько встреч по инициативе Епископальной церкви США в Лондоне. Но, как утверждала Желиховская, написанная Блаватской статья в журнале «Люцифер» прекратила конфликт. После этого встречи Теософского общества начало посещать духовенство. Так, она знала о посещении их супругой епископа Кентерберийского.

Отношение к спиритизму и медиумизму

Известно много слухов о том, что с детства Блаватская была медиумом, ее жизнь была наполнена разного рода паранормальными событиями. Позже она сама утверждала, что избавилась от медиумизма, сумев полностью подчинить его своей воле.

В России начала 1860х годов, Блаватская устраивала сеансы спиритизма.

Несмотря на то, что ее способность к проведению спиритических сеансов объясняли медиумистическими силами, сама Братская говорила, что на нее влияют абсолютно иные силы – те, которые используют буддийские По данной теме мы уже выполнили реферат Человек и мир в буддизме подробнее мудрецы. Она утверждала, что при содействии махатмы Мории она создала свое основное произведение «Тайная доктрина», которое писалось в аномальном состоянии сознания.

Блаватская в 1871 году находилась в Каире и основала там «Спиритическое общество», чтобы изучить феномен медиумов, основываясь на теориях и философии Аллана Кардека, так как не было никакого иного способа продемонстрировать людям как сильно они заблуждаются. Но эта идея потерпела поражение.

Отдельные исследователи утверждали, что Блаватская в США пользовалась руководством духа, по имени Джон Кинг. Позже она сама утверждала, что этот дух – псевдоним, которым она объясняла отдельные феномены, пользуясь им, когда говорила о своих учителях и их посланниках.

В период 1873-1875 годы Блаватская в США активно утверждала веру в спиритизм, причем ее оккультное общение происходило с духами мертвых, а не с учителями из Тибета.

Теория коренных рас в творчестве Е. П. Блаватской

В творчестве Блаватской особо выделяется одна из идей (спорных и противоречивых и для современного общества) – это концепция эволюционного цикла рас, часть которой содержится во втором томе « Тайной доктрины» По данной теме мы уже выполнили реферат Философия и религия. Религиозная этика. подробнее .

Определение 1

Коренная раса – это термин теософии, обозначающий каждую из семи ступеней человеческой эволюции в эзотерическом антропогенезе.

В сочинениях Блаватской содержится учение об эволюционном цикле рас, предполагающем сменяемость друг друга. Блаватская пишет, что на Земле семь рас должны последовательно сменить друг друга:

  • первая коренная раса Земли – это студенистые аморфные существа;
  • вторая – существа с более определенным видом тела, имеющим форму лошадиной подковы;
  • третья – лемурийская – первые обладатели плотного физического тела. Это гигантские 5-метровые обезьяноподобные существа примитивно-животного уровня развития;
  • четвертая – атланты, обладающие красным и желтом цветом кожи, бывшие значительно меньшего размера, чем лемурийские предки;
  • пятая раса – современный тип людей, арийская раса;
  • шестая раса – формируется в настоящее время и еще не имеет названия, но можно сказать, что ее характеризует слияние «низшего» разума, конкретного, с «высшим» абстрактно-интуитивным;
  • седьмая раса – появится в далеком будущем и будет состоять из одухотворенных и высокоразвитых людей, это будут своего рода «богочеловеки».
Замечание 1

На основании этого Блаватская составила свою расовую теорию, содержащую рассуждения о высших и низших расах Земли.