Пифагорейский союз – это мистико-религиозное объединение, основанное на философско-мистическом учении Пифагора, направленное на духовное совершенствование как собственных членов, так и социума через использование политических инструментов, существовавшее в период античности с VI в. до н.э. по IV н.э.
Биография Пифагора
Пифагор является одной из наиболее мистических фигур античной философии. Вся его жизнь окутана легендами и преданиями, которые подвергались сомнению еще его современниками, проверить же их в настоящее время не имеется никакой возможности. Согласно легенде судьба великого мудреца была предсказана Пифагору еще до его рождения, когда его будущие родители после свадьбы направились к Дельфийскому оракулу. Пифагор родился на острове Самос, где прожил до 18 лет, активно обучаясь чтению, письму, музыке, живописи и другим искусствам. Достигнув совершеннолетия Пифагор отправился в Милет, где стал учеником Фалеса. Фалес же направил его в Египет, где Пифагор смог приобщиться к знаниям египетских жрецов. В период греко-персидских войн Пифагор попал в плен к персам, в котором провел 12 лет. В период плена он проживал в Вавилоне, где смог сблизиться с вавилонскими жрецам и почерпнуть их мудрости. Узнав, что в его плену находится столь просвещенный человек персидский царь, согласно легенде, освободил Пифагора и тот вернулся на родину.
На Самосе Пифагор открыл собственную школу, кроме того по настоянию соотечественников он много занимался политикой. Обширные знания Пифагора сделали его популярной фигурой, однако необходимость участия в общественных делах тяготила его. Также между Пифагором и тираном Самоса Поликратом произошел конфликт, из-за чего Пифагор был вынужден бежать в «Великую Грецию» - колонии на юге Италии, а именно в Кротон.
В Кротоне начинается история Пифагорейского союза. Учение Пифагора становится тайным и распространяется лишь для избранных. Длительное время Пифагорейский союз полностью управляет политической жизнью полиса, однако со временем Пифагор вновь теряет интерес к общественной деятельности и покидает Кротон. Смерть настигла древнегреческого мыслителя в возрасте 90 лет.
Учение Пифагора
Учение Пифагора не является чисто философским. Оно строится на двух переплетенных между собой аспектах:
- мистическом,
- научном.
Научные основы пифагорейской школы были сформированы из тех знаний, которые Пифагор обрел за годы своего ученичества. Ряд современников отзывались о Пифагоре, как о человеке, обладающем большими знаниями, но не способном этими знаниями распорядиться, осмыслить и переработать их. Так или иначе Пифагор заимствует достижения восточных мудрецов в области математики и геометрии при создании учения о числе, а также идеи Милетской школы, при составлении своей онтологии.
Главной и бесспорной заслугой Пифагора является создание представления о числе как абстрактной и самостоятельной сущности, независимой от ее практического воплощения. Пифагор отделил число от предмета, что позволило развивать математику в виде собственно науки о числах, без привязки к конкретно-практическим задачам.
Пифагор полагал что число есть универсальное выражение сущности всего мира и природы, число руководит всем, а сам мир, подобно миру чисел, находится в гармонии.
Мистическая часть пифагорейского учения восходит также к восточным идеям о самосовершенствовании и идеальном обществе. Тайный характер Пифагорейского союза, его стремление отделиться от общества в качестве организации избранных, строгое ограничение на распространение знаний и тайн – характерные черты восточных обществ, противостоящие открытому характеру философии и общества античной Греции.
Важной часть мистического пифагорейского учения выступала нумерология. Рассматривая число как меру всех вещей, Пифагор разделил все числа на четные и нечетные и приписал каждому их них свое значение. Цифра восемь в его системе символизировала смерть, а девять постоянство. Четные числа связывались с женским полом, а нечетные соответствовали мужскому. Для каждого человека исходя из его качеств телесных и душевных Пифагор мог найти свое число, и сообразуясь с законами гармонии установить для него идеальную пару.
История Пифагорейского общества
Пифагорейский союз возник в Кротоне в конце VI века до н.э. Пифагорейский союз с самого своего рождения был тайной и мистической организацией. Адепты союза должны были долгое время пробыть простыми слушателями, чтобы получить право членства, и соответственно право голоса. Знания как научного, так и мистического характера, преподававшиеся в рамках союза, сохранялись в глубокой тайне от непосвященных из-за чего о них мало что известно.
Первоначально союз довольно активно вел политическую деятельность. Его сторонники преобразовывали общественную жизнь таким образом, чтобы максимально приблизить ее к гармонии. Практически это выражалось в стремлении к общественному ведению хозяйства внутри полиса, социальной системе распределения благ, передачи инструментов власти в руки посвященных мудрецов, отказ от пустых празднеств в пользу развития мудрости, наук и искусства. Однако у политики пифагорейцев нашлись и противники. Уже после того как сам Пифагор покинул Кротон, недовольные перераспределением земли горожане подняли восстание и перебили пифагорейцев. Однако многие члены союза смогли бежать, и организация продолжила свое существование.
Одним из обязательных условий жизни пифагорейцев было почитание основателя – самого Пифагора, который в рамках союза стал фигурой практически божественной. Следует отметить, что культ Пифагора оказался настолько силен, что даже спустя несколько веков, когда мистическая часть учения была утеряна, а пифагорейцы стали объединением ученых-математиков, они продолжили приписывать свои открытия Пифагору, из-за чего в настоящее время сложно понять какие из них действительно были сделаны философом, а какие его последователями.
Пифагорейцы по описаниям современников имели весьма своеобразный образ жизни с четким распорядком дня:
- подъем до восхода солнца;
- мнемонические и физические упражнения, после которых пифагорейцы отправлялись встречать восход;
- дневные работы и учение;
- общее купание, ужин и прославление богов;
- общее чтение;
- ежевечерний самоотчет о событиях прошедшего дня.
Все имущество пифагорейцев было общим, они постоянно занимались самосовершенствованием развивая как свое тело, посредством упражнения и медицинских практик, так и духовно, через обучение, развитие памяти и мышления, навыков самоконтроля.