Пифагор – полулегендарный философ и мистик древней Греции, создатель учения о числа как начале бытия.
Биография Пифагора
Проследить жизненный путь Пифагора достаточно сложно – сам философ не оставил после себя каких-либо записей и трудов, а первые его жизнеописания составлялись спустя 200-300 лет после его смерти. В них биографические фаты щедро смешивались с мистификацией и обожествлением личности Пифагора, которое происходило среди его последователей-пифагорейцев.
Пифагор происходил с острова Самос, точная дата его рождения неизвестна, наиболее вероятным является 570 год до н.э. Согласно легенде рождение Пифагора было предсказано Пифией в Дельфах из-за чего он и получил такое имя. С ранних лет Пифагор проявил способность к обучению и наукам. Он обучался у многих греческих философов и мудрецов, а также весьма вероятно перенимал знания и других народов. Так согласно легенде в 18 лет Пифагор был отправлен на обучение в Египет с рекомендательным письмом от тирана Самоса Поликрата. После длительного обучения у Египетских жрецов Пифагор попал в плен к персидскому царю Кабису, который держал его в качестве пленника в Вавилоне, где философ смог общаться с местными магами. Когда же персидский царь узнал, что держит у себя в плену столь просвещенного человека, то освободил его. Так Пифагор в возрасте 58 лет вернулся на Самос, познав все таинства востока.
Согласно другой версии биографии Пифагор покинул Самос в возрасте 40 лет из-за разногласий с тираном Поликратом. Жители острова отягощали его привлечением к общественным делам и мешали заниматься философией, а кроме того не торопились разделять учение Пифагора. Философ отправился на запад в итальянские колонии греков – Кротон и Тарент в Великой Греции. Там среди менее искушенных слушателей он смог завоевать огромный авторитет и распространить собственное учение, создав Орден Пифагорейцев. Члены Ордена, преимущественно из местной аристократии, не только изучали науку и философию, но также организовывали свою жизнь в соответствии с советами Пифагора, стремились повлиять на общественное и политическое устройство колоний. Последнее вызывало недовольство со стороны греческой общины. На фоне конфликтов и антипифагорейских выступлений, философ покинул Кротон и отправился в Метапонт, где и умер около 497 года до н.э.
Уже после отъезда философа пифагорейцы были разгромлены и перебиты. Однако многим из них удалось спастись и Орден Пифагорейцев просуществовал еще более трех веков. Орден со временем раскололся на движение акусматиков – последователей религиозно-мистической части учения Пифагора о переселении душ, и математиков-пифагорейцев, занимавших главным образом вопросами науки. Что характерно даже спустя столетия пифагорейцы продолжали обожествлять своего учителя, и в том числе приписывать ему собственные открытия, что затрудняет установление подлинного авторства многих идей пифагорейскго учения.
Учение о числе
Центральной частью пифагорейского учения выступает учение о числе. Несомненной заслугой Пифагора и его последователей является отделение числа от вещей, его осмысление как самостоятельной, сначала материальной, а затем и абстрактной сущности, что позволило развиваться математике как науке, а не прикладной области знания.
Первоначально Пифагор рассматривал числа как такие же материальные объекты, как и сами вещи, но отличные от последних. Весь мир состоит из чисел и сводим к числам, а точнее к единице. Развертывание мира осуществляется по следующей схеме:
- единица – это точка, элементарный атом реальности, совершенство;
- двойка – это две точки, через которые можно провести линию, одномерное пространство;
- тройка – это уже три точки, т.е. плоскость, двухмерное пространство;
- четверка – это четыре точки, дающие объем, трехмерное пространство, каждая из четырех точек олицетворяет одну из стихий;
- пятерка – это пять точек которые образуют пифагорейскую звезду – пентаграмму. Пентаграмма часто встречается в живой природе, но никогда в неживой, а потому является символом жизненной силы и энергии.
Дальнейшее развитие учения привело к трансформации представлений о числе не как материальном предмете, но метафизической, идеальной сущности, при этом единица стала отождествляться с единым богом-творцом, из которого произошел весь мир.
Согласно пифагорейскому учению, каждое явление, каждый объект реального мира можно представить в качестве чисел и поняв уравнения, которым он подчиняется, можно установится контроль над ним. Наиболее показательным в данном отношении явилось музыкальное искусство, которое действительно обладает математической гармонией, а потому высоко ценилось пифагорейцами.
Критика учения Пифагора
Философское учение и сама личность Пифагора подвергалась неоднократной критике как со стороны современников, так и более поздних авторов. Так еще Гераклит характеризует Пифагора как мошенника и хвастуна, который нахватавших по верхам основ различных учений и знаний, выдал их за собственную мудрость.
Философский оппонент Гераклита – Парменид, критиковал пифагорейское учение за утверждение существования пустоты. Кроме того, утверждение шарообразности мира, которое часто приписывают Пифагору, наиболее вероятно принадлежит именно Пармениду.
Учение пифагорейцев в отличии от традиционной античной философии было полностью закрытым и не распространялось за пределы самого ордена. В свою очередь это вызывало определенную настороженность по отношению к пифагорейцам, которые часто рассматривались современникам в качестве религиозной секты с политическими претензиями. Аристотель, характеризуя пифагорейцев указывает, что сам Пифагор и его последовали являются скорее мистиками, стремившимися перекроить общественный уклад греческих полисов на кастово-теократический лад, чем философами и учеными.
Вместе с тем идеи Пифагора оказали значительное влияние на развитие всей античной культуры, в том числе и на развитие общественной жизни. Так многие принципы пифагорейского общества находят свое отражение уже в Платоновском «Государстве».