Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Пифагор Самосский, древнегреческий философ

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Пифагор Самосский, древнегреческий философ
Пифагор Самосский, древнегреческий философ

Биография Пифагора

Пифагор без сомнения является одной из самых легендарных личностей в пантеоне древнегреческих мыслителей. Несмотря на большое количество античных трудов, посвященных жизни Пифагора По данной теме мы уже выполнили реферат Пифагор подробнее и его достижениям, достоверность его биографии остается в значительной степени спорной, так как Пифагор жил в шестом веке до нашей эры, в то время как наиболее ранние сведения о нем, относятся к исследованиям Аристоксена, ученика Аристотеля, что жил двумя веками позднее.

Само рождение Пифагора представляется достаточно мифическим. Его отцу Мнесарху было дано предсказание от Дельфийской Пифии о том, что его сын принесет больше пользы людям, чем какой-либо человек до или после него. По этой причине, когда его жена, сопровождавшая своего мужа в торговой поездке, в городе Сидоне родила мальчика, отец нарек его Пифагором, т.е. «тем, о ком объявила Пифия», а жену переименовал в Пифаиду. Родиной же Пифагора стал остров Самосс, на котором он провел ранние годы своей жизни.

Жизнеописания расходятся во мнении, по которому Пифагор покинул Самосс, так согласно одной версии он получил рекомендательное письмо от тирана Поликрата к египетскому фараону Амасису, благодаря которому смог приобщиться к таинствам египетских жрецов, согласно другой он бежит с Самосса спасаясь от тирании этого же самого Поликрата. Так или иначе Пифагор обучается в Египте, Вавилонии, у халдеев, а также в самой Греции.

Пифагор создает собственное мистико-религиозное учение, которое содержит идеи по политическому переустройству общества. Однако на родном Самоссе он не имеет возможности для их воплощения и отправляется в Италию, в греческую колонию Кротон. Так возникает орден пифагорейцев, которые почитают своего основателя как бога. В определённый момент орден захватил власть в городе, однако из-за возрастающих разногласий с горожанами, Пифагору приходится удалиться в другую колонию Метапонт, где он и умирает. Вскоре после его отъезда пифагорейцы оказываются разбиты в ходе столкновения с жителями Кротона.

Религиозно-политическое учение Пифагора

Замечание 1

Несомненным итогом жизни Пифагора стало создание религиозно-мистического ордена, в центре которого стояли не столько идеи политического переустройства общества, сколько стремление к очищению собственной души.

Согласно учению Пифагора человеческая душа обитает на небе, однако в силу некоторых причин ее спускают на землю, заставляя перерождаться в живых телах, причем не только человеческих, но и животных. И только благодаря правильному образу жизни человек способен очистить собственную душу и вернуть ее обратно на небеса. Сам Пифагор не оставил письменных трудов, раскрывающих его учение. Для широкой публики им были составлены аксуматы – морально-этические изречения регламентирующие различные стороны жизни человека, от питания до жертвоприношений, написанные простым и доступным языком. К их числу можно отнести такие высказывания, как:

  • «Как старое вино непригодно к тому, чтобы его много пить, так и грубое обращение непригодно для собеседования»;
  • «Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии»;
  • «Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать».

Помимо аксуматов существовало также более развернутое учение о переселении душ, которое предназначалось для избранных, т.е. членов ордена пифагорейцев, в связи с чем оно также долгое время передавалось исключительно в устной традиции, среди узкого круга посвященных. Лишь век спустя одним из пифагорейцев Филолаем были написаны три книги, излагавшие учение Пифагора:

  • «О воспитании»;
  • «О государстве»;
  • «О природе».

Данные книги были выкуплены за значительную сумму Платоном, который относился к Пифагору с большим почтением, однако ни сам Платон, ни Аристотель, ни их ученики не ссылаются в своих работах на эти произведения.

Политические взгляды Пифагора были в значительной степени утопическими. Он предполагал, что общество, руководимое кастой мудрецов и философов, ждущее по аскетическом и строгим правилам, способно провести свой народ от невежества к просвещению, и в конечном счете к возвращению душ человеческих на небеса, как конечной цели человеческого существования. Во многом пифагорейская система стала прообразом для идеального государства Платона, предполагавшего также строгое, кастовое разделение общество и правление сообщества мудрецов.

Религиозно-политические воззрения Пифагора в значительной степени пережили его научные начинания. Если научная пифагорейская школа угасает уже к четвертому веку до н. э., то интерес к мистическому учению сохраняется и в период Римской империи в виде появления неопифагореизма.

Научное учение Пифагора

В настоящее время Пифагор известен как величайший ученый Древней Греции, математик, отец геометрии, космолог. Однако такое мнение о Пифагоре сложилось достаточно поздно, современники, равно как и философы пятого-четвертого веков упоминаются в первую очередь религиозно-политическую деятельность Пифагора, его несомненный ораторский дар, а также широчайший кругозор, который, однако по мнению Гераклита еще не является показателем ума.

Замечание 2

Интересным является тот факт, что научные открытия, совершавшиеся в школе пифагорейцев, неизменно приписывались основателю, даже спустя десятки лет после его смерти. В связи с этим сложно отделить собственные идеи Пифагора, от достижений его последователей.

Несомненной заслугой Пифагора является обращение пристального внимания на число. Именно Пифагор был тем, кто вывел числа из исключительно бытового употребления в рамках торговли и хозяйства и развил идею о том, что число способно измерить и отразить природу, происходящие в ней процессы, выразить суть бытия. Познание в рамках пифагорейского учения представляло собой познание чисел искомых явлений, что давало власть в управлении над ними.

Также весьма известными, но спорными открытиями являются шарообразность Земли (которую Пифагор мог позаимствовать у своего учителя Анаксимандра Милетского По данной теме мы уже выполнили реферат Анаксимен подробнее ), а также теорема Пифагора (которая по мнению ряда исследователей была просто принесена Пифагором из Вавилонии, где была давно известна).